Так возникает единая пространственно-пластическая композиция, в которой здание и ландшафт тесно взаимодействуют в конфигурации плана, в мягкой, энергичной лепке поверхностей, в распределении масс (архитектуры, скульптуры, растений) на участке.
Логично рождается скульптурность архитектурного объема, любовно выложенного московскими мастерами-каменщиками из красного кирпича. По словам архитектора Ю. Платонова, даже сама подмосковная глина, из которой сделан кирпич, обладала нужной авторам выразительностью — пластичностью и традиционным, теплым насыщенным цветом (именно по той же причине была отвергнута первоначальная идея облицевать здание белым камнем).
Брусчатый цоколь здания закономерно перерастает в жесткую, панцирную пластику окружения, несущую определенные образные ассоциации. Каменистые поверхности, как бы получая импульс от стен музея, спадают в парк мощными террасами, застывают, как лава, отдельными площадками, на которых экспонируется скульптура.
Вместе с тем представляется, что пластические возможности, которыми обладает композиция объема музея палеонтологии, потенциально шире и до конца не используются в данной ситуации. Это позволяет говорить о перспективах дальнейшего развития предложенной авторской концепции, но уже не в природном, а в чисто урбанистическом пространстве будущих московских ансамблей.
Во всех рассмотренных сооружениях, отличающихся скульптурной, как бы вылепленной пластикой объемов, характер архитектурной формы неразрывно связан с таким материалом, как кирпич, позволяющий, в полном смысле слова, лепить форму.
На сегодняшний день наше представление о пластике архитектурного объема не может быть охвачено единым всеобщим понятием (как по отношению к прошлым историческим стилям). Множественность значений в данном случае связана прежде всего с многообразием тектонических закономерностей, порождающих бесконечный ряд пластических концепций, одновременно существующих в современной архитектуре.
Существует еще одна важная, объективная причина подобных трансформаций понятия пластики стены, которая тоже связана с прогрессом в области строительной техники: стремление современной архитектуры максимально использовать прочностные свойства материала и формы конструкции!. Общая ситуация, когда архитектурная форма рождается при условии, что несущая способность конструкции является функцией ее геометрической формы, практически делает анахронизмом традиционное представление о характере пластики стены. Ведущими становятся иные тенденции, развивающиеся в русле современных законов формообразования архитектуры.
Наряду с пространственными конструкциями стена как тектоническая система продолжает занимать большое место в композиции многих московских сооружений. Здесь мы сталкиваемся с кирпичной стеной, уже по характеру своего материала близко смыкающейся с традиционными возможностями пластического выражения. Широко используются различного рода навесные стены (в том числе индустриального производства.