ДОКАРОЛИНГСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Королевский дворец Наранко

Когда в античные времена народ с менее развитой культурой побеждал нацию с более высокой культурой, победители всегда перенимали наиболее важные составляющие культурного наследия побежденных.

После падения Римской империи в западной части Европы аналогичным образом происходит слияние римской цивилизации, христианской культуры поздней античности и германской культуры в новую западноевропейскую под эгидой германцев, которая с конца V в. все больше отмежевывается от византийского Востока. Однако новые германские вожди не добивались ощутимого успеха в попытках документальными свидетельствами подтвердить свои претензии на преемственность и в отношении римского культурного наследия.

Потребовалось несколько столетий, чтобы новая архитектура, соответствовавшая новым политическим притязаниям, смогла развиться.

Государственная структура также не может похвастаться чем-либо, что было бы эквивалентно тщательно организованному государственному аппарату Рима. Так, зарождающаяся империя франков не располагает жесткой бюрократической системой Рима, состоящей из правителей и государственных служащих. Новая империя меньше похожа на государство, чем связанное обязательством повиновения сильнейшему сообщество племен, имеющих широкие собственные права.

Не хватает централистического «Рима». Новоприобретенное христианство также сначала слишком сильно понимается как магический заговор от злого колдовства и слишком мало как нравственный институт. Кроме того, оно слабо организовано, чтобы выполнять государственные функции. Только лишь становление империи франков и ее устойчивое развитие до превращения в империю Карла Великого, сопровождавшееся прогрессирующей христианизацией германцев, постепенно создают основы, необходимые для вступления в права политического и культурного наследства Рима.

Миссионерская деятельность VIII в. снова организационно привязывают франкскую церковь к Риму, Параллельно этому- Рим становится под защиту империи франков. Благодаря этой комбинации Карлу удается использовать христианизацию как средство для усиления и укрепления государственной власти. Следствием этого светского воздействия на церковь явился, однако, раздор между императором и папством, ставший на многие столетия главной темой западноевропейской политической жизни.

Различный уровень культуры и образования у римлян и германцев, а также отсутствие крупных городов и тем самым потребности в городских сооружениях приводят к тому, что архитектура замыкается исключительно на церковных зданиях. Однако ее достижения остаются слабыми, новые формы и типы не появляются. Правда, единственный раз в центрических сооружениях и базиликах Равенны достигается связь с античностью, но делают это не германцы, а римские архитекторы. Гробница Теодориха с массивным монолитом перекрытия, напоминающим могильные курганы германцев, также возводится римскими строителями.

О разрушенных германских деревянных церквях определенное представление дают, пожалуй, более поздние норвежские деревянные церкви ставкирки. Германское деревянное зодчество робко нащупывает свой путь к переходу в камень. Одним из первых результатов этого поиска является, очевидно, Королевский дворец Наранко в Испании. К этому времени римская традиция настолько иссякла, что современники превозносят даже не очень значительный с архитектурной точки зрения бочарный свод как шедевр.

Впрочем, при строительстве продольных и центрических зданий опробуются самые разнообразные формы плана. Если некоторые из этих изобретений указывают, хотя и слабо, на свое базиликальное происхождение, то истоки своеобразных боковых построек английских и испано-вестготских церквей с их узкими проходами следует скорее искать в германском деревянном зодчестве. Его очевидный переход к камню находит свое отражение в каменном фахверке некоторых английских церквей, самым ярким образцом которых является возведенная в X в. башенная церковь в Эрлс-Бартоне.

Художественная отделка главных зданий средневековых замков начинается лишь в эпоху Каролингов.

В целом же не имеющая большого художественного значения архитектура докаролингского периода характеризуется безуспешными попытками германцев сравняться в художественном отношении с недоступной им в принципе римской традицией.

ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО МЕРОВИНГОВ

Вторгающиеся в Бельгию и Францию германцы приносят с собой только познания в деревянном строительстве. Многонефные прямоугольные королевские залы в виде столбовых или каркасных конструкций, когда пространство между вертикально стоящими бревнами заполнялось досками, сооружались еще до великого переселения народов. Очевидно, они были похожи на дошедшие до нас из более позднего периода скандинавские деревянные церкви ставкирки. Их тип сохранился и при изменении строительных материалов и структуры.

Крупные базилики из камня по южно- европейскому раннехристианскому образцу появляются при Хлодвиге в Туре, Клермон-Ферране и др.. Единственная сохранившаяся церковь Сен-Пьер, Вьенн, V или VI в., имеет более ранние конструктивные элементы:

— 3-нефная колонная базилика без поперечного нефа

— полуциркульная средняя апсида -декоративная аркатура на внутренних стенах

— декорации, заполняющие плоскость Центрические сооружения редки. Баптистерии сохранились в Венаске, Пуатье, Эксе. Самая древняя каменная постройка — капелла Марии в Вюрцбурге.

Зальные — в восточнофранкском регионе.

Боргунд/Норвегия, самая древняя сохранившаяся деревянная церковь ставкирка из вертикальных бревен. Опирающаяся на столбы конструкция дает определенное представление о многочисленных разрушенных деревянных церквях докаролингской эпохи

Боргунд, Норвегия

Пуатье, баптистерий Сент-Жан, начат в V в., перестройки VII в.. В стиле Меровингов. В торце кровли просматривается римское влияние; треугольные ниши и opus reticulatum отсылают к надвратным постройкам Лорша

ЦЕРКОВНЫЕ ЗДАНИЯ ОСТГОТОВ И ВЕСТГОТОВ

Одоакр, германский полководец на службе у Рима, становится в 476 г. правителем Италии. Остготский король Теодорих разбивает Одоакра, становится в 493 г. цезарем и выбирает своей резиденцией Равенну. Построенные остготами сооружения — продолжение архитектурной традиции Западной и Восточной Римской империи.

Наиболее романизированное германское племя — веототы К VII в. они объединяют римские, иберийские, кельтские племена, а также вандалов в т. н. «испанскую» общность. Вестготы поселяются в 410 г. в Испании как католические союзники Западного Рима. Император Юстиниан вытесняет их на север, однако в 612 г. они побеждают Восточный Рим, но в архитектуре заимствуют византийский придворный стиль.

— Базилика, 3-нефная с деревянной крышей

— узкие, высокие аркады среднего нефа

— подковообразная арка

— византийская декорация и германская

— примитивная именная кладка

— капители: римские сполии или вестготские варианты коринфской ипи- тели

В 711-720 гг. вытеснены мусульманами на северо-запад Испании, где ранние вестготские формы преобразуются в «арте прероманико».

— Базилика и зальная церковь с плоским потолком или простым бочарным сводом с гуртами

— позже более сложные планы, в т. ч. и над греческим крестом

— кажущиеся точеными столбы в группах, широкие аркады

— роспись под архитектурные элементы

Христиане, которых мусульмане терпели на своей территории, создают моса- рабский — смешанный вестготско-исламский стиль.

САКСОНСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ЗДАНИЯ В АНГЛИИ:

— преимущественно деревянные строения из досок

— здания из туфа и кирпича, материал для которых часто берется с римских сооружений

— менее сложные планы, продольно вытянутое, узкое, круто поднимающееся, часто однонефное главное помещение, связанное с хором

— также с несколькими вспомогательными помещениями, частично соединяющимися только дверями или узкими арками, ячеистая структура

— после 674 г. влияние бенедиктинцев

— полуциркульные и треугольные арки над дверями и окнами

— очень маленькие, похожие на прорези окна с сильно скошенными косяками

— более крупные проемы членятся похожими на балясины колоннами

— остатки саксонских церквей встречаются, преимущественно, в более поздних постройках, напр., Рипон, крипта Св. Уилфрида, VII в., под готическим собором

— «каменный фахверк» = перевод деревянных сооружений в каменные

Эском/Дарем, церковь Иоанна, нач. VIII в, Длинное узкое и высокое здание с прямоугольным алтарным помещением, связанным с нефом только через узкий проем. Крупногабаритный естественный камень, частично заимствованный у римских построек. Long-and-short-work на северном входе и арке алтарного помещения. Южная пристройка в XII в,; остроконечные окна — добавление готов

Бредфорд-на-Эйвоне/Уилтшир, Сент-Лоренс, X в. Узкий главный неф, узкие проходы в алтарное помещение и пристройки; высоко расположенные в стене узкие как бойницы окна; снаружи полуциркульные декоративные аркады, Внизу. Кентербери, Сент-Питер энд Пол, VII в. Сквозной поперечный неф с круглой апсидой. Нартекс на западной стороне; 4 боковых помещения

Предыдущая статьяУсадьба Грузино на Волхове
Следующая статьяАрхитектура Ренессанса