Бальдассаре Лонгена (1598-1683)

Санта Мария делла Салюте Бальдассаре

Лонгена был учеником Скамоцци. Для него точкой отсчета также была архитектура Палладио. Поэтому его замыслы основаны не на привнесенной концепции организации пространства, а на анализе особенностей местных топографических и культурных особенностей и обусловленных ими конструктивных решениях.

Архитектор получил заказ построить церковь в ознаменование окончания эпидемии чумы. Лонгена построил внутреннее пространство церкви на взаимодействии двух объемов.

Первый представлял собой октагон с галереей и капеллами для прихожан, а второй имел прямоугольную форму, дополнялся двумя апсидами и предназначался для совершения благодарственных молебнов.

Наилучший вид на церковь открывается от входа в Большой канал, расположенного напротив Джудекки. Лонгена предложил центрическую структуру той высоты, которую он счел соответствующей архитектурной среде, определявшемуся, прежде всего, куполами Сан Марко, Сан Джорджо Маджоре и Иль Реденторе.

Как и эти церкви, постройка Лонгены получила двойной купол без ребер с деревянным каркасом для уменьшения массы. Наружные стены боковых капелл как будто поддерживают мощные волюты, которые, в свою очередь, являются опорами подкупольного барабана.

Композиция интерьера тоже во многих отношениях следовала венецианской традиции. Серые и белые архитектурные детали восходят еще к произведениям Палладио. Но целью зодчего было не подчеркнуть с помощью этих средств несущую конструкцию, а плавно направлять зрителя в пределах внутреннего пространства церкви.

Белые пилястры уводят взгляд в глубину, а серый цвет, обрамляющий каждый проем, подчеркивает центричность композиции. Если октагональная структура легко прочитывается, то устройство алтаря не кажется простым решением. Он обозначен лишь свободно стоящими колоннами у входа в пространство хора и в самом алтаре.

Портал церкви представляет собой концентрацию всего замысла здания. Лонгена задумал серию перспективных построений с центром в этой точке обзора.

Последовательность впечатлений и смены визуальных образов — характерная палладианская черта. В то же время в произведениях римского барокко создавалась внутренняя гармония такого рода, как в интерьерах церквей Сан Карло и Санти Лука э Мартина.

Сходным образом разработан исполненный Лонгеной проект лестницы в монастыре Сан Джорджо Маджоре (1643-1645). Два параллельных лестничных пролета поднимаются вдоль боковых стен вестибюля к лестничной площадке, ведущей к входу и расположенной рядом лоджии.

В 1652 году Лонгена начал работу над Ка Пезаро. Над рустованным цоколем находятся два богато декорированных этажа, структурированные расставленными по фасаду колоннами.

Пластичность элементов оформления нарастает к верхним ярусам постройки. Вероятно, Лонгена хотел увеличить число освещенных поверхностей, контрастирующих с расположенными в углублениях затененными оконными проемами.

Палладианская традиция вышла на передний план в начале XVIII столетия. Первый пример обращения к ней дает фасад церкви Сан Николо да Толентино (1706-1714). В этом проекте, особенно в композиции портика, ощущается влияние трактата Витрувия.

Важной вехой в развитии неоклассицизма стала построенная Джованни Скальфаротто церковь Санти Симоне э Джуда (1718-1738). Она также была спроектирована по образцу Пантеона. Хотя портик и ведущая к нему лестница восходят к храмовой архитектуре классической Античности, само здание узкое и высокое, а двойной деревянный купол все еще связан с формами византийско-венецианской архитектурной традиции.

Пантеон послужил также и моделью строения интерьера, но здесь к круглому в плане объему был добавлен алтарь, как в Санта Мария делла Салюте. Несмотря на активное использование палладианских принципов постройка, однако, не выглядит неоклассической.

Санта Мария делла Салюте Бальдассаре
Санта Мария делла Салюте Бальдассаре
Предыдущая статьяАрхитектура Хивинского Ханства
Следующая статьяТворчество Растрелли