Щусев органично сочетает две противоположные темы: выражение скорби и глубокой печали народа и торжество, вечную жизнь идей Человека. Непрерывность жизни, бессмертие учения Человека, его высоких и благородных целей выражены абсолютным доминированием алого цвета — цвета революционных знамен — и торжественным ритмом крупных ступенчатых форм — простых и величавых, создающих впечатление несокрушимости дела, которому посвятил жизнь Человек.
Оперируя, казалось бы, не новыми, а традиционными формами, зодчий создал новаторский, самобытный, впечатляющий образ здания Человека, точно воплотивший его содержание и определивший идейно-художественную роль этого сооружения в исторической среде Красной площади.
Архитектурный ансамбль меняет свой облик от прикосновения каждого талантливого архитектора. Здесь важна преемственность художественного творчества как принцип сохранения и развития искусства, как специфическая форма передачи человеческого знания, духовных ценностей.
Забвение классического принципа преемственности всегда чревато разрушительными последствиями, особенно для градостроительных композиций, складывающихся во времени, длительно. По тому, как архитектор понимает и разрешает проблему художественной преемственности, можно безошибочно судить об уровне его градостроительной культуры, его мастерства в самой сложной, самой трудной сфере архитектурного творчества — формировании ансамбля.
Историческая преемственность помогает создавать архитектурные ансамбли большого содержания, большой глубины. В синтезе форм, соединяемых в ансамбле, острее ощущается история, движение форм искусства, динамика градостроительных идей. А. В. Щусев развивает исторически сложившуюся пространственную систему, возводя Комплекс Человека у Сенатской башни, на поперечной оси Красной площади — единой с осью купола здания бывшего Сената (здание Верховного Совета ), построенного в XVIII в. в Кремле по проекту М. Ф. Истинные художники
Истинные художники всегда были внимательны к своим предшественникам. Подлинное новаторство они видели не в разрыве с художественной традицией, а в ее развитии, в овладении духовным опытом, духовным наследием прошлых поколений зодчих. Это предостерегает от упрощенно-прагматического отношения к творческим задачам, способствует большей концептуальной глубине творчества, появлению новых идей.
А. Щусев поставил Комплекс на поперечном композиционном стержне Красной площади, у Кремлевской стены, где начал слагаться революционный некрополь. Комплекс — сооружение небольшое; будучи много меньше остальных компонентов ансамбля площади, оно могло бы потеряться в пространстве площади, если бы было поставлено на ее продольной оси или на большом расстоянии от Кремлевской стены и поднимающегося за ней здания Сената с его величественным куполом.
Продольную ось в ансамбле площади закрепляет Покровский собор — сооружение-памятник, идейно-художественный центр средневековой площади. Поперечная же ось площади не имела композиционного завершения. Первоначально она была лишь намечена Сенатской башней Кремля, расположенной между Спасской и Никольской башнями. В XVIII в. эту ось акцентировал М. Ф. Казаков, построив в Кремле здание Сената. В XIX в. надстройка Никольской башни по проекту О. Бове до высоты Спасской башни еще более закрепляет осевое построение продольной стороны площади. Ориентация ротонды центрального зала Сената, перекрытой куполом и размещенной на оси Сенатской башни, органично включает это сооружение не Комплекс ансамбле красной площади