АРХИТЕКТУРА ВРЕМЕН ОТГОНОВ И КАПЕТИНГОВ

Санкт-Михаэль в Хильдесгейме

Мощная имперская политика Карла Великого чахнет уже в период правления его сына и преемника Людовика Благочестивого. Решение последнего поделить империю на три части между своими сыновьями приводит в конечном итоге к распаду империи на Западно-Франкское и Восточно-Франкское королевства. Споры между племенами и борьба за трон ослабляют силу этих народов. В образовавшийся вакуум власти с севера вторгаются норманны, с востока венгры, а в Средиземноморье господствуют сарацины. Вместе с империей приходит в упадок на целое столетие и архитектура.

Каролингское стремление к единству снова приносит свои плоды после того, как норманны осели в Нормандии, саксонский король франков Генрих I побеждает Венгрию, а Оттон I Великий коронуется в 962 г. Папой Римским как император «Священной Римской империи германской нации». Помимо этого Оттон заручается поддержкой сохранившей свою организационную целостность церкви, для чего ставит во главе органов управления епископат, нейтрализуя тем самым и корыстолюбивые устремления отдельных племен. Постепенно влияние империи растет.

С началом нового тысячелетия нижнесаксонское ядро империи Оттонов оказывает значительное влияние на развитие архитектурных тенденций, которые ложатся вместе с заимствованными каролингскими новшествами в основу канона форм романского стиля. Базилика увеличивается в пространстве, ее восточные и западные части становятся более взаимосвязанными. Благодаря колоннам и нишам стены получают новое членение. Чередование столбов и колонн делает более наглядным деление продольного сооружения на последовательный ряд одинаковых элементов плана.

Последние все больше зависят от величины квадрата средокрестия. Церковь Санкт-Михаэль в Хильдесгейме является самым старым сохранившимся сооружением, в котором это средокрестие с 4 арками «выделяется» на фоне крыльев поперечного здания, среднего нефа и хоров. Своими лестничными башнями, башней над средокрестием, криптой, восточным и западным хорами, двумя поперечными нефами и планом с еще не совсем последовательно выдержанными параметрами квадрата средокрестия церковь Санкт-Михаэль представляет собой прототип оттонской базилики.

Посте многочисленных экспериментов придать античной коринфской капители с растительным орнаментом геометрическую форму удается благодаря усовершенствованию кубической капители. Продолжается и дальнейшее развитие каролингского изобретения — зальной крипты под высоко расположенным хором.

В Германии свод пока еще применяется только в крипте и небольших вспомогательных помещениях.

Женитьба Оттона II на принцессе Феофано, племяннице византийского императора, имеет значение, прежде всего, для развития прикладного искусства. За принцессой на север Европы переезжают многие художники, в империю ввозятся произведения искусства. Из Византия, со времен Карла Великого являющегося соперником и образцом для Западной Европы, где он вызывает восхищение своим богатством реликвий, начинают и продолжают поступать до XII в. не только желанные реликвии, но и эталонные образцы искусно выполненных реликвариев: византийская форма ставротеки в виде триптиха и купольный реликварий, копирующий восточно-римские центрические сооружения.

Влияние на архитектуру, однако, незначительно. Самым выдающимся и к тому же уникальным свидетельством является возведенная в 1017 г. рядом с Падерборнским собором часовня Св. Варфоломея, которую греческие ремесленники-строители построили для себя лично и богато украсили капителями в византийском стиле. Это первая известная на германской земле зальная церковь.

В эпоху Отгонов во Франции правили представители династии Капетингов. В отличие от восточной империи Отгонов, земли здесь имели большую политическую самостоятельность. Говорить об особой стилевой эпохе этого региона нельзя. К тому же в процессе мощного развития строительства в конце XI в. все церкви были перестроены или расширены. Сегодня во Франции нет ни одного сооружения, которое сохранило бы, как оттонские церкви Восточной Франконии, стиль капетингских построек в чистом виде.

Однако в этот период появились два типа планов, имеющих значение для развития романского стиля, даже и для готики: односторонне сориентированное на восток здание над латинским крестом со ступенчатыми хорами в восточной части и обход хоров с венцом часовен. Сначала эти часовни были прямоугольными, но в начале нового тысячелетия они приобрели в Виньори свою сохранившуюся в романском будущем полукруглую форму.

ПРОДОЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ

В Германии и во Франции в постройках продольного типа преобладает базилика. Но если в оттонских регионах предпочитают комплексы без определенного направления с двумя хорами, то Франция стремится к направленной строго на восток пространственной форме над планом латинского креста.

Особенно на дорогах, по которым паломники направляются в Сантьяго-де-Компостела, и в монастырских церквях бенедиктинцев требуется сооружать достаточно расчлененную хоровую часть здания, обеспечивающую место для нескольких алтарей. Эта проблема решается с изобретением ступенчатых хоров и обхода хоров с часовнями.

План и помещения приводятся в систему и в Германии.

Базилика;

— сооружения с 2 хорами или сориентированные на восток, а также 3-апсидное сооружение

— частично добивается признания выделяющееся средокрестие

— средокрестие как модуль для поперечного здания и среднего нефа

— часто встречается обособленный хор

— поперечный неф

— чередование столбов и колонн рейнское С-К-С, саксонское С-К-К-С

— гладко замкнутые стены высоких нефов или эмпоры

-членение нижней зоны наружных стен аркатурой или полуциркульными нишами

— плоское перекрытие или открытая стропильная ферма

— свод только во вспомогательных помещениях и центрических сооружениях

— кубическая капитель с пятой свода, капители, имитирующие античные, грибовидная капитель

— накладная арка

— большие объемы сооружений, многобашенность, зальная крипта и выразительная живопись

ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

По плану и конструктивному членению здания центрические сооружения строятся, как правило, по образцу Ахенского кафедрального собора. При этом вместо 8-угольного плана может применяться также 6-угольный или круглый план. В центральном помещении в большинстве случаев сооружается монастырский свод, а обходы имеют крестовый или бочарный свод. Проемы эмпор членятся расставленными колоннами.

Иногда перед продольным сооружением строится по оси апсиды небольшое круглое или многоугольное, обычно многоэтажное центрическое сооружение, обособленное или связанное с хором. Оно служит в качестве места захоронений, хранения реликвий или часовни Девы Марии.

Предыдущая статьяУсадьба Грузино на Волхове
Следующая статьяАрхитектура Ренессанса