В преддверии рубежа столетий финансовое положение дел Ватикана стало налаживаться, кризис был частично преодолен, благодаря чему строительные работы стали набирать темп. Папа Иннокентий XII наибольшее внимание уделял общественным зданиям, среди которых — тюрьма на виа Джулиа, а также громадный приют Сан Микеле а Рипа Гранде (справа вверху). Сюда помещали инвалидов, женщин, сирот, здесь также получали профессиональные навыки и обучались ремеслу триста детей. Для подобных же целей был превращен в приют для более чем пяти тысяч человек и Дворец Латера- но. Папа также проявлял внимание и к отправлению правосудия. Он не только запретил продажу государственных должностей тем, кто в состоянии был дать наибольшую цену (что практиковалось со времен Сикста V), но также потребовал возведения достаточно вместительного здания суда, удовлетворявшего нуждам всего города. Для достижения этой цели он заказал архитектору Фонтана завершить работы в палаццо Людовизи (позднее получившем название палаццо ди Монтечиторио), строительство которого было начато Бернини во время понтификата Иннокентия X.
По проекту Фонтана перед дворцом предполагалось разбить полукруглую площадь. Но от этого замысла пришлось отказаться — слишком большой оказалась общая сумма затрат, что потребовались бы для его воплощения, включая покупку земли, снос строений и реконструкцию зданий, находящихся на пространстве предполагаемой площади. На бумаге суждено было остаться и другому, еще более грандиозному плану. По нему задуманная архитектором площадь перед палаццо дель Монтечиторио должна была открываться на пьяцца Колонна, при этом переносилась арка Траяна и между двумя образовавшимися пространствами — в качестве привлекающего внимание архитектурного акцента воздвигался огромный фонтан.
Однако время подобных масштабных архитектурных замыслов, столь характерных для высокого барокко, миновало. Новые требования диктовались соображениями прагматизма, то есть стремлением к пользе и практичности. Поэтому в конце концов было возведено не что иное, как таможня, в непосредственной близости к тем территориям, которые Фонтана планировал отвести под храм Нептуна. Таможня предназначалась для всех, кто приезжал в город с севера (изображение справа в центре). Другая таможня находилась в гавани, вблизи Сан Микеле а Рипа Гранде.
Почти три четверти века властвовало в Риме высокое барокко, оставив монументальные следы своего проникновения в городскую среду. Теперь же внешний вид города изменялся в соответствии с потребностями и вкусами среднего класса, буржуазии. Особо примечательным новшеством стало значительное увеличение числа доходных домов.
Бернини разработал проект и начал строительство палаццо Людовизи между 1650 и 1655 годами, но лишь малая часть его была возведена к моменту смерти папы Иннокентия X. Архитектор Фонтана, возобновивший строительство в 1694 году, в основном следовал проекту своего предшественника, хотя отдельные детали решил уже в духе классического академизма своего времени. Фасад состоит из трех секций, украшенных окнами, которые располагаются по оси в последовательности 3-6—7-6—3. По плану первый этаж представляет выпуклую кривую. Однако в центре здания различные по высоте уровни фасада кажутся одинаковыми. Подобные особенности строения опираются как на античные традиции, так и на принципы, положенные в основу проекта палаццо Фарнезе.
Бесчисленное множество молодых архитекторов проходили школу мастерства под началом Фонтана. Среди них более других прославился Филиппо Юварра, который впоследствии отправился в Турин. Из числа других учеников-последователей следует отметить Пеппельмана, фон Гильдебрандта и Джеймса Гиббса, которые немало сделали для популяризации архитектурных идей Фонтана по всей Европе.