Дискуссия не только способствовала уяснению содержания понятий, но и побуждала к уточнению позиций ее участников — как теоретических, так и творческих. Как следствие, она вела не к объединению, а к размежеванию позиций и образованию новых групп — выделились «обжективисты» (Попова, Удальцова и др.), архитекторы (Ла- довский, Кринский). В марте 1921 г. сложилась и рабочая группа конструктивистов (в нее вошли Родченко, Степанова, Медунецкий, Иогансон, братья Стенберги, Ган). Последняя, впрочем, неформально существовала и ранее как инициативное ядро. А.М. Ган (1895—1940), художник-дизайнер и художественный критик, радикальный авангардизм взглядов которого сформировался не без влияния этики и эстетики анархизма, твердо датировал создание Первой рабочей группы конструктивистов 1920 г..
Справка о создании группы в 1922 г. опубликована и журналом «Эрмитаж»: «13 декабря 1920 года сформировалась Первая рабочая группа конструктивистов.
Живописец-беспредметник Александр Родченко, живописец Варвара Степанова (Варст) и конструктор «Массового Действа» Алексей Ган, обсудив положение вещей в искусстве в связи с социальным переводом и ища социологических обоснований новым течениям, решили, что главное разделение в искусстве следует проводить по двум основным признакам: по одному — искусство продолжает линию спекулятивной деятельности эстетического творчества,… по другому — оно встает на путь реального и активного общественного переустрое- ния и ищет социально-осмысленных целесообразных форм художественного труда.
Переход Александра Родченко от абстрактных плоскостных композиций «беспредметного творчества» к беспредметным вещам в реальном пространстве; живописная схематизация и механизация чело- века-натуры в работах Варвары Степановой и, наконец, материалистическое построение действенной культуры Алексея Гана… — объединило их на почве производственных задач художественного труда.
Первые, работавшие в области изобразительного искусства, перешли от композиции (эстетического признака) к конструкции (принципу производственному), второй… подошел к проблеме организации и цементирования быта трудового общества (Массовое Действо).
Ориентируясь на грядущую культуру коммунизма и исходя из данных конкретных условий, они разработали программу и производственный план и стали вербовать сотрудников.
Конструктивизм стал модой.
Созданием группы порожден и термин «конструктивизм». Маяковский писал о нем: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм». Ганс Рихтер в журнале «С», издававшемся в Берлине, писал о термине, как о возникшем в России и завезенном Л.М. Лисицким на Запад.
А.М. Ган в 1922 г. опубликовал первую книгу, посвященную концепции конструктивизма, написанную в модальности утопической мысли, еще не остывшей от накала эмоций военного коммунизма, Ган исходил от бескомпромиссного отрицания прошлого. Гневные инвективы он направлял против искусства: «Искусство неразрывно связано с теологией, метафизикой и мистикой… Смерть искусству». В качестве альтернативы «спекулятивной деятельности искусства» выступал социально осмысленный труд — «Труд, техника, организация!». Художественный труд, осмысленный материалистически, должен стать целесообразной деятельностью и интеллектуально-материальным производством.
Не отображать, не изображать и не интерпретировать действительность, а реально строить и выражать плановые задачи нового активно действующего класса, пролетариата, находя коммунистическое выражение материальных сооружений.