В Российском государственном военно-историческом архиве хранятся пять чертежей Саввино-Сторожевского монастыря (Ф. 418. On. 1. Д. 495), выполненных архитектором Никола Леграном (Nicolar Legrand) летом 1778 г. Среди них: генеральный план монастыря со всеми строениями и показанием их “ветхостей”, продольный и поперечный профили ансамбля, два проектных чертежа переустройства восточной стены и башен. Именно проектные чертежи представляют особый интерес и требуют внимательного изучения не только с точки зрения исследования творчества Н. Леграна, но и в связи с проблемой выявления принципов подхода к средневековому архитектурному наследию эпохи классицизма в России.
Данные документы обычно рассматривались в контексте предложенного зодчим уничтожения части монастыря и поэтому оценивались негативно 1. Однако попытаемся взглянуть на эту работу как на уникальный сохранившийся проект эпохи екатерининского классицизма, в котором автор пытался найти соотношение старого и нового в соответствии с принципами классицистической архитектурной концепции.
Серия проектов по перепланировке средневековых ансамблей Западной Европы середины XIII — XVIII в. была осмыслена в многочисленных трактатах французских теоретиков классицизма. В них была выработана цельная концепция соотношения “старой” (средневековой) и “новой” (классической) архитектуры. Благодаря обучению в Европе русских “архитекторских учеников”, а также работе французских зодчих в России последней трети XVIII в. эти принципы появляются и трансформируются в отечественной архитектурной практике. Одним из таких проявлений можно считать проект перепланировки Московского Кремля В.И. Баженова.
В эти же годы исполняет свой проект и Н. Легран. Попытаемся определить, насколько подобное направление деятельности было свойственно этому мастеру.
Жизнь и деятельность Н. Леграна до сих пор остается малоизученной 2. Существует предположение, что В.И. Баженов привез Леграна в Россию из Парижа в 1765 г., хотя точную дату его приезда установить не удалось. До 1763 г. имени Леграна в списках приезжих иностранцев не значится 3, а в феврале 1788 г. он уже служил архитектором Московского университета 4. Одновременно француз преподавал архитектуру студентам и много строил в первопрестольной. Проживал он в собственном доме. В 1768 г. Н. Легран получил от Академии художеств звание “назначенного по представленной архитектурной работе”, что соответствовало избранию кандидатом в академики э. В 1774 г. энергичный зодчий был зачислен главным архитектором отдельного департамента Комиссии о каменном строении обеих столиц, где участвовал в составлении плана Москвы 1775 г., проектировал “прошпекты и фасады” города.