Совершенная градостроительная форма требует ясности, с которой город воспринимается и узнается, и легкости, с которой элементы формы можно связать с определенными местами и событиями в пространстве и времени, а представление об этих связях могут быть соотнесены с внепространственными ценностями и представлениями. Речь идет об отражении в нашем сознании градостроительной формы, в результате которого возникает определенный образ города.
Восприятие включает творческий отбор впечатлений, установление ассоциативных связей, т. е. подключение прошлого опыта. Поэтому результат восприятия зависит от социально-культурных причин и личных качеств наблюдателя, но прежде всего он определяется качествами объекта восприятия.
Осмысленность одного и того же места города разными людьми будет различной, но имеющей общую основу благодаря общности некоторых качеств материального мира и общности норм определенной культуры.
Отдельные пространственные ячейки города, как и события, обладают определенным смыслом, поэтому связь какого-либо действия с конкретным местом создает качественно новое впечатление от него, отождествляемое с образом города.
Градостроительная форма не имеет смысла вне человеческой деятельности, поэтому при восприятии ее необходим подход, называемый средовым. С позиций этого подхода восприятие градостроительной формы может быть рассмотрено одновременно в двух аспектах, формальном и содержательном. В этих же аспектах, видимо, следует рассматривать и цвет как интегральный элемент формы.
Проблема восприятия архитектурно-пространственной среды города привлекла внимание искусствоведов еще на рубеже XX в. Речь шла о восприятии архитектурной формы не самой по себе, а в окружении других форм — природных или искусственных: форма производит то или иное впечатление лишь по отношению к чему-то, что существует некая внутренняя связь и зависимость между характером зданий и окружающей средой.
Художественное произведение всегда задумывается как часть большого, как часть некоторой ситуации. Эта точка зрения как бы предполагала существование целостной цветовой среды, состоящей из множества цветовых элементов, объединенных структурно и содержательно.
Позднее во ВХУТЕМАСе, ИНХУКе и Баухаузе также ставилась проблема восприятия архитектурной формы. Н. Докучаев, работавший совместно с Н. Ладовским во ВУТЕМАСе, писал: «Для того чтобы избежать утомления нашего глаза и тем не понижать модуса воздействия объекта на нас, с другой стороны — для придачи получаемому впечатлению, а следовательно, и воздействию от объекта определенной возбудимости,— необходимо эти объекты, эти явления организовывать в четко воспринимаемую систему, придавая ей то или иное формальное качество». В программе ИНХУКа, составленной В. Кандинским, ставилась задача выяснить, «каково действие на психику архитектуры в ее объемно-пространственной форме».
Актуальной задачей архитекторов является освоение технических средств, способных обеспечить проектирование городского ландшафта в динамике его восприятия.