В 1979 г. Росси построил для Биеннале Театр/Архитектура плавающий Театр Мира в Венеции — повторение театров на воде, бродивших по венецианским каналам во время карнавалов XVIII века. Квадратная башенка с прямоугольными крепоеками для лестниц с двух сторон завершена восьмериком с граненым конусом. Квадратные окна без обрамлений прорезают стены, обшитые вертикальными досками. Простая форма несет множество намеков. Вспоминаются силуэты венецианских башен — не столько реальных, сколько изображенных Карпаччо, и средневековые замки с готических миниатюр, и английский театр елизаветинских времен (фактическим прообразом был древний маяк на острове Мэн. США). Форма не функциональна, ее трудно использовать по прямому назначению. Росси писал: «…предусматривалось создание не театрального пространства, но чего-то напоминающего о зрелищах, которые мы видели в детстве и для которых годилась любая старая комната»17. Спектакли разыгрывались в окружении зрителей, сидящих по сторонам сценической площадки и наблюдающих с нескольких ярусов галерей. Интерьер с открытой конструкцией из черных брусьев на латунных болтах нес ассоциации с театральной декорацией. увиденной изнутри.
Неорационализм Росси — отнюдь не рационализм двадцатых, ориентированный на выполнение выдвинутых жизнью задач. Росси пытался замкнуть архитектуру в автономную сферу, которой присущи законы, выводимые типологическим анализом элементов наследия. На этой основе строился язык, сводимый к нескольким типовым элементам, необходимым, чтобы установить диалог между сооружением и городским контекстом.
«Рационализм формы» последователи Росси швейцарцы Бруно Райхлин и Фабио Рейнхарт применили для «Каза Тонини», особняка ученого-матема- тика в Торичелле, Швейцария (1974). Его структура сложилась как соединение схематизированных приемов, сепарированных из живой противоречивой ткани исторических построек: квадратный план, сгруппированный вокруг высокого центрального ядра, крестообразная конфигурация основных пространств, симметричность при четко выявленных осях, простые метрические соотношения частей. Рассудочность истолкования идеальной формы подчеркнута обнаженностью схемы. Место портика заняла лапидарная плоскость с вырезанным в ней арочным проемом, отнесенная на некоторое расстояние от дома.