Модерн в интерьере использовал сугубо декоративный подход к убранству помещений и любовь к мелким предметам обстановки, в избытке насыщавших комнаты особняков. Фабрики и мастерские производили мебель и изделия декоративно-прикладного искусства: люстры, настольные лампы, посуду, ткани, ковры, мелкую бытовую скульптуру.
Особенно были интересны окна, которые имели специфический рисунок переплетов и витражи. Поливные изразцы использовались в облицовке печей, каминов, в виде отдельных вставок на поверхностях стен. Стены оформляли панелями. Главную роль в оформлении стен и потолков играл гипсовый орнамент. Наблюдалась приверженность к обтекаемым, тянутым, вялым контурам и линиям, к особому колориту, построенному на неопределенных блеклых, забеленных, пастельных тонах — в основном серовато-серебристых, дымчатых, зеленовато-пепельных, болотных, голубоватых и нежно-розовых. Этими колерами покрывали стены и все остальные поверхности в комнате.
Наряду с плоским лепным орнаментом применяли расписной, главным образом, в виде фризов, наносимых при помощи трафарета. Асимметрия в расположении лестницы и облицовке стен деревянными панелями, встроенная мебель — все это было характерно для модерна.
В оформлении библиотек использовали резной потолок, ажурные балюстрады, панно, массивные столы и скамьи с готическими мотивами, украшенные стрельчатыми арками, четырехлопастными розетками, крестоцветами, трилистниками.Люстры из цветного стекла создавали полумрак в помещении.
В качестве орнамента для росписи стен и тканей использовали цветочные мотивы — ирисы, лилии, хризантемы, маки, лотосы и другие водяные, болотные растения с длинными тянущимися стеблями.
В раннем модерне излюбленным мотивом была волна. Естественная фактура дерева (дуб, бук, клен) подчеркивались матовой полировкой. Использовались вставки из керамики, металла, цветного стекла. Из Японии пришли ширмы с традиционными японскими пейзажами в черных лаковых рамах, ткани, формы В русском модерне любимым мотивом червями, улитками, летучими мышами. Отдавали предпочтение вьющимся, оранжерейным и экзотическим цветам. Использовались угловатые и волнистые изгибы, сплетения линий.
Вазы расписывали подглазурными красками, в блеклой гамме серо-голубых и зеленых тонов, в техника подглазурной росписи. Темы росписей — пейзажи, растения, животные и птицы. Керамические сосуды приобретали, помимо орнамента, блеклую тонировку, бронза покрывалась изменчивой в тоне патиной.
Для модерна было характерно увлечение коллекционированием японских гравюр, керамики, изделий из металла, кости, дерева. Были модны изящные ширмы в раме черного лака, затянутая черным или иным шелком, с вышивкой (японский пейзаж). Предметы мебели модерна не обладали гармоничными соотношениями разметов и силуэтом в угоду новизне. Предмет приобретал вымышленную форму, не обоснованную назначением в быту.
Для декоративного модерна источником служил природный мир флоры и фауны. Господствовала линия — волны, цветы ириса, лотоса, лилии, хризантемы или мака. Мебель делали из дуба, клена и бука. Естественную фактуру дерева подчеркивала матовая полировка. Столешницы украшали стилизованные композиции из цветов и сценки.
В фурнитуре и накладках — угловатые и волнистые изгибы, сплетения, линии. Орнамент делали штампованный, чеканный или прорезной с разнообразными тонировками, золочением, серебрением, инкрустацией. Для стиля были типичны вставки из керамики, цветная профилировка, стекла, витражи. Для последнего характерен узор павлиньего пера и растительные мотивы.