Сторонники проявления «воли к форме», основанного на возможностях новой строительной техники и новой образности, избегают излишнего теоретизирования. Самые яркие среди неоэкспрессионистов такого рода — англичанин Уйпл Олсоп (род. 1947) и его германский партнер Ян Штёрмер (род. 1947), отвергая превращение в «рабов философии», просто заявили о несостоятельности заповеди модернистов: «Форма следует функции». Они спрашивают: а почему, собственно, функция не может следовать форме? Вопрос может показаться чисто риторическим, если обратиться к таким их постройкам, как терминал морских паромов в Гамбурге (1988-1991), где острота формы сочетается с ее простотой и ясностью, которые как будто перекликаются с заветами Германского Веркбунда и Баухауза.
Но уже при строительстве «Ле Гран Блю», штаб-квартиры региональных органов в Марселе (1994), творческая позиция авторов раскрыта как художническая и экспрессионистическая. Техницистская строгость и арсенал технических эле- | ментов подчинены «воле к форме», направляющей формообразование. Здесь нет вызывающей игры и иронии хай-тека времени его свободного расцвета. Кон- | структивные решения в своих частностях корректны и строги. Но соотношения объемов — параллельных пластин, разделенных на всю высоту атриумом, и сигарообразных объемов, с залом заседаний и помещениями администрации, — есть результат интуитивного поиска скульптурных качеств, аналогичного творческому методу Френка Гери. Нарочито экспрессивна и организация связей между корпусом офисов и залом — через воздушные переходы, заключенные в стеклянные трубы. Диагональ эскалатора с вызывающей нарочитостью пересекает пространство атриума. Олсоп и Штёрмер наметили путь открытого диалога функции и формы, в котором их симпатии — на стороне последней.
Культурные корни экспрессионизма особенно глубоки в германоязычных странах. Естественно поэтому, что в современной Европе центр неоэкспрессионисти- ческих тенденций сложился в Австрии — не в Вене, правда, а во втором городе страны, Граце, столице горной Штирии. Лидер этой группы неоэкспрессионистов — Гюнтер Домениг (род. 1934). Международную известность принесло ему здание банка «Z» в пригороде Вены Фаворитен (1979).
Оно встроено в тесный разрыв периметральной застройки жилого квартала. Завершению и трем верхним этажам здания придана сочная пластичность — отклик на венское барокко. Нижние же ярусы уличного фасада как бы раздавлены давлением верхних — имитирована деформация смятого металла, высота ярусов сокращена. Со стороны двора из-под верхних этажей как бы выдавливается расползающийся вширь стеклянный кристалл с треугольными гранями — покрытие операционного зала. Смысл символической формы прочитывается трудно—очевиден лишь бунт против угнетающей монотонности безликой соседствующей застройки тридцатых годов.
Как объект для испытания своих экспериментальных идей, Домениг многие годы строил в Штайндорфе близ Граца собственный дом — сочетание железобетонных террас, призм неправильных очертаний и поверхностей из металла и стекла, как будто прорывающих нагромождения бетонных глыб. Террасы завалены мелкими обломками скал. Целое складывается как имитация ледниковой морены, в которой стекло и металл выглядят наслоениями льда среди каменных глыб. Эскизы дома напоминают листы «Альпийской архитектуры»
Бруно Таута по форме и по постановке задачи — создать архитектуру не только как убежище, но и как часть природы. Имитация природы, однако, драматизирована, в отличие от пасторальных мечтаний сторонников экологической архитектуры.
К девяностым годам эволюция творчества Доменига привела его к суровой геометрии бетона и резким асимметричным очертаниям обнаженных металлических скелетов, доминирующих в формальной структуре. Построенные Доменигом офисы в Фблькермаркте, Австрия (1994), отходят от направления его работ 1980-х, формально сближаясь с произведениями деконструктивистов (группа -КООП Химмельблау»).
Группирующиеся вокруг него архитекторы Граца — его бывшие ученики или помощники. Их усилиями в облике города уже становятся очевидны черты специфической архитектурно-строительной культуры. Но по отношению к работам Доменига их произведения вторичны. Наиболее самостоятельны в этой группе Михаэль Шишковитц (род. 1944) и Карла Ковальски (род. 1944). Среди их построек интересны деревянная церковь и приходский центр в Грац-Раг- нитц (1982-1987), в трактовке интерьера имеющая черты сходства с работами Имре Маковца, и несколько обособленно стоящих жилых домов в окрестностях Граца.
Неоэкспрессионизм как единое архитектурное направление, по-видимому, исчерпал себя в восьмидесятые годы. Очевиден углублявшийся раскол, который вывел некоторых былых экспрессионистов к руслу хай-тека и деконструктивиз- му, в то время как другая их часть углубилась в проблемы регионализма.