Городская усадьба Потемкиных

Городская усадьба Потемкиных

Почти одновременно в 1872 году Каминский перестраивает городскую усадьбу Потемкиных и сооружает в нем «готическую» столовую. Отделка похожего прямоугольного пространства также выполнена из светлого дуба. Если решение столовой особняка Третьякова основано на крупности и лаконичности архитектурных деталей и декора, то замысел этого интерьера несколько иной. Деревянная резьба отделки значительно сложнее и мельче. Меняется и характер декора, ему присуща большая ажурность, преобладает сочетание вертикалей и горизонталей. Вместо обилия стрельчатых арок, архитектор вводит иные орнаментальные мотивы: узор складок полотна, зубцы, лиственные гирлянды, витые колонны, арки Тюдор.

К прямоугольному пространству столовой примыкает уютная ниша, целиком отделанная деревом и заканчивающаяся полуциркульным сводом. Пространство ниши отделено от столовой декоративной аркой, опирающейся на кронштейны. Таким образом, в этом помещении архитектор также решает задачу зонирования пространства, используя арку с ажурным прорезным декором.

Стены столовой опоясывают высокие панели, однако их рисунок сложнее: он состоит из двух ярусов прямоугольных филенок, в верхнем из которых (большего размера) помещен узор складок полотна. Дверные и оконные проемы архитектор обрамляет сложными декоративными порталами. При этом художественно преобразуются и оконные переплеты: в прямоугольную раму окна вписывается стрельчатая готическая арка.

Наиболее проработанным в интерьере является деревянный балочный потолок. Ощущению парения потолка способствует настенный деревянный фриз, расположенный между кронштейнами. Его нижний ярус украшен легким резным орнаментом из стрельчатых арочек. Пространство потолка между редкими балками заполняет резьба, состоящая из композиции стрельчатых арок и четырехлистников. Сами балки декорированы лиственными гирляндами, которые дробят их массу, тем самым, обобщая и облегчая рисунок потолка. Объемные готические розы, окруженные лиственными венками, определяют местонахождение светильников.

В интерьере устроен камин с трапециевидным колпаком. Однако декоративнее решение камина более дробное. Архитектор равномерно распределяет декоративные акценты, усложняет прорисовку деталей и делает их разнообразнее.
Теплый колорит присущ и этому интерьеру. Общее колористическое решение определяют тон дерева и настенная ковровая роспись со стилизованными двухмерными цветочными мотивами.

Городская усадьба Потемкиных