В XVIII в. усадебная зона тянулась вниз по течению Яузы от Преображенского, Семеновского к Покровскому и далее к Головинскому дворцу и расположенным на другом берегу реки Лефортовскому (Петровскому) дворцу и усадьбе А.П. Бестужева-Рюмина, а затем, к находившимся за поворотом Яузы Слободскому дому, Заяузскому двору, усадьбе Бахарта и, наконец, к Спасо-Андроникову монастырю.
Все эти ансамбли еще в XIX столетии исчезли или изменились до неузнаваемости. Теперешняя Яуза уже не имеет ничего общего с утекшей от нас чистой рекой, а ее унылые, застроенные промышленными предприятиями набережные — с когда-то зелеными берегами. Естественно, эти утраты только поощряют желание воскресить в памяти прекрасный ансамбль в селе Покровском по сильно перестроенному дворцу и сохранившейся церкви Покрова в Рубцове 1.
Во времена царя Михаила Федоровича Покровское принадлежало его матери, инокине Марфе Иоанновне. С вступлением на престол первого Романова Покровское стало любимым местом его летнего пребывания. В 1619 г. в вотчине построили соборную церковь Покрова, а в 1635 г. — большой сад, за которым в 1630 — 1640-х гг. ухаживали садовники-иностранцы 2.
В начале XVIII столетия Покровское перешло в собственность царевны Елизаветы Петровны. Строительство принадлежавших ей Шеинского (Красносельского) и Покровского дворцов, а также Краснопрудного дворца и близких к ним по характеру Заяузского, Слободского и Бахартова домов было реакцией на появление великолепного ансамбля Летнего Анненгофа. В эти годы Елизавета Петровна еще не располагала достаточными средствами и потому работы в Покровском нередко прерывались. Так, 4 января 1735 г. за неимением денежной казны строительство во всех вотчинах царевны было велено “до указу” оставить 3. В 1739 г. последовало распоряжение восстановить аллею с “дугами” на старом месте, устроить вновь против каменных палат “в сад крыльцо, чтоб ходить на пруд”. В документе упомянута и каменная беседка у пруда 4.
В 1742 г. Елизавета Петровна построила в Покровском деревянный дворец, а когда тот сгорел, каменный. Комнаты при этом были отделаны в “китайском вкусе” 5. Нет сомнения, что эти работы имели непосредственное отношение к празднованию коронации императрицы. Головинский сад должен был стать главным местом пребывания двора и публики. Для этой цели были построены Зимний Головинский дворец, Иллюминационный театр и Оперный дом. Возник большой живописный ансамбль. Вместе с Триумфальными воротами, воздвигавшимися на всем пути следования торжественной процессии из Кремля в Лефортово, он стал воплощением новых принципов развитого барокко.
Судя по всему, тогда же построили дворцовую церковь. Известно, что в 1742 г. был выполнен ее иконостас, а “живописного дела мастеру Роману Никитину с товарищами” заплатили деньги “за написание вновь в новопостроенную церковь в селе Покровском святых икон на полотне”. В январе 1743 г. по инструкции М.Г. Земцова было велено изготовить раму для картины “в плафонд” церкви. Сохранился рисунок “Шаблон на малые картины рамы”, а на обороте его — рисунок рамы “в новую церковь” 6.
Летом 1743 г. продолжалась отделка “новопостроенных палат”. Потолки, “подмазки”, стены внутри и снаружи было велено доделать штукатурной работой, двери, панели и окончины сделать вновь “в самой скорости”, полы во всех покоях сделать столярными на шипах, печи — изразцовыми. Створчатые двери и панели, как и все “столярное строение”, кроме полов, предстояло выкрасить белилами и клеем и по завершении этих работ протапливать печи “к пришествию ее императорского величества” 7. В те же годы расширялась территория ансамбля: в 1744 г. для этого было снесено более десяти частных домов 8. Так на протяжении второй половины 1730 — первой половины 1740-х гг. в основном сложился облик усадьбы. Как часто бывало в Москве, дальнейшая судьба усадьбы зависела от приездов императрицы и занятости двора другими постройками.