В кварталы Южного Фридрихштадта, плотно застроенные во второй половине XIX в., объекты -1ВА-87» введены как «пломбы», восстанавливающие целостность городской ткани, пострадавшей в годы войны. Эти «пломбы» поставлен 4-5-этажный секционный дом, спроектированный В. Греготти (1984-1986). Через прорезающие его корпус высокие порталы открываются к улице два просвета между «строчками». Квадратная модульная сетка определяет формообразование этого сооружения. Она дисциплинирует организацию массива кирпичной стены и открыто выступает в крупных «пятнах», образованных из металлических ребристых панелей, которыми выделены порталы. Среди построек, восстанавливающих углы кварталов, наиболее выразительно семиэтажное здание, построенное А. Росси на Кохштрассе, с решительно акцентированной угловой частью. X. Хертцбергер секциями трехэтажного дома (1984-1986) охватил дворик, имеющий очертания сегмента круга, завершивший формирование квартала на треугольном участке. Лестницы и вестибюли занимают сквозные разрывы узкого корпуса; через них среда дворика связана с окружением. Расчлененность системы непринужденно естественна и вместе с тем логична. Четко организованы компактные жилища. Скромная архитектура человечна, ее рациональность поэтична.
Самая зрелищная часть «1ВА-87» разрослась у Старой гавани на озере Тегель в северной зоне города, среди традиционных мест отдыха берлинцев. Здесь ставилась задача показать возможности взаимодействия архитектуры и природного ландшафта.
На намывном острове в акватории гавани поставлено здание библиотеки (1985-1987, Чарльз Мур, Дж. Рабл, Б. Юделл). Монотонность ее протяженного обьема. покрытого наполовину сводом, наполовину скатной кровлей, стыкующимися через световой фонарь, устроенный по продольной оси, не смог преодолеть портал, отделенный от фасада и косо развернутый по отношению к его плоскости. Сооруженный тем же американским коллективом жилой комплекс у берега гавани (1987), напротив, отменен зрелищностью, скорее избыточной. Прихотливо изогнутые корпуса, с числом этажей, меняющимся от 3 до 9, охватывают большой и малый дворы, связанные эффектно обрамленной сквозной перспективой. Сложный силуэт завершен высокими кровлями с ярусами мансард. Фасады многомотивны, они содержат целую коллекцию намеков на стереотипные формы домов второй половирны XIX в. Почему-то эти постмодернистские аллюзии ассоциативно связаны с жилищами скорее средиземноморского региона, чем с берлинскими. Живописность многоплановых перспектив, открывающихся в сложном пространстве дворов, напоминает декорации барочного спектакля. Для американского постмодернизма характерна нелогичность сложно разыгранного совмещения различных архитектурных тем фасада с равномерной сеткой окон. Демонстративная пестрота эффектных декораций чрезмерна для обыденной жизни, которую они обрамляют (за эту показную демонстративность квартал назвали «Кичбург»). Цепочка пестрых кубических обьемов -городских вилл» в 3-4 этажа создает переход от протяженных корпусов, построенных Муром, к усадебной застройке прилегающих кварталов и противоположного берега гавани. Здесь представлен широкий спектр вариантов неорационализма и постмодернистского классицизма. Точно найдена размерность пространств и обьемов. Разнообразие форм создает иллюзию постепенно сложившегося «живого» комплекса.
Частью выставки стало осуществление «деликатного обновления и санирования» районов Луизенштадт и Кройцберг. Совместными усилиями комитетов местных жителей, созданных в микрорайонах, проекты реконструкции, связанные со значительными сносами и переселением жителей, были отклонены; с 1984 г.
ЧМ ям ‘«отоиз построенного под эгидой -I8A-87- можно отнести к шедеврам арютиггXX зека. Meccipoeei и юс выступление архитекторов-постмодерни- вяое мкгма стран не подтвердило их претензий на создание новой универсальна» филсоофии я эстетики архитектуры Но была предметно показана плодо- чярюс^ * тужшюсти в отношении к городу, средоеого подхода утвердилось представление о городе как пространственной «уаепсьсе еграрыыюстн Выставка продемонстрировала и возможности де- ммеимкюосп) рюеегчм тородсхим развитием; ее многочислен*ые объекты осуис—мчвою» томною»»» ымикка и чутреммх инвесторов без использования средств городского бюджета; абсолютный плюрализм в архитектурных поисках вписался в оптимальные пространственные, социальные и культурные параметры развития крупного городского организма.