Русский классицизм (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.) существенно отличается от европейского. Для него характерна градостроительная основа формирования стилевой направленности архитектуры. Помимо строительства Петербурга эта эпоха была отмечена массовой постройкой новых и реконструкцией многих старых городов. В них органично сочетались принципы свободной, свойственной древнерусским городам, и регулярной, привнесенной классицизмом, систем застройки.
Другой особенностью русского классицизма было широкое использование цвета. Пастельная гамма художественно завершала ансамбли целых городов. Активная полихромия русского классицизма возникла в виду ряда обстоятельств.
Во-первых, поддерживалась традиция многоцветия древнерусских городов, творчески переработанная русскими зодчими в новых условиях. Цветовая гамма древности видоизменялась: развитие традиции полихромности виделось в другом — в использовании цвета для завершения ансамблевости застройки.
Новые архитектурные ансамбли значительно превышали по размерам и пространственному охвату свои камерные аналоги из средневековых городов. Увеличилось общее количество цвета, что стало одной из причин качественного преобразования палитры из контрастной, содержащей яркие цвета, в нюансную, построенную на пастельных оттенках.
Во-вторых, эта палитра в известной степени явилась результатом влияния западноевропейской культуры после ее открытия Россией в конце XVII в. Цветовые мотивы западноевропейского искусства проникли в русскую культуру времен Петра I, были усвоены архитектурой нарышкинского стиля, а к эпохе русского классицизма уже прочно вошли в арсенал ее композиционных средств. В расцветном классицизме они получили лишь количественное развитие, завладев пространствами городов.
В-третьих, палитра архитектурных цветов регламентировалась специальными указами. Была узаконена палитра мягких (с большим количеством белого) пастельных тонов. Этими цветами предписывалось окрашивать улицы и площади городов, что приводило к их колористическому единству.
Жесткая регламентация способствовала активному цветовому преобразованию древних и созданию целостной цветовой среды вновь построенных городов. Но регламентация имела и другую сторону: отрицала влияние на архитектурную полихромию конкретного природного окружения, климатических и региональных особенностей, местной цветовой культуры.
В гамме пастельных цветов, как правило, доминировало золотисто-белое двуцветие. К началу XIX в. оно стало неотъемлемой чертой русских городов средней полосы, потому что удачно восполняло недостающие в северной природе теплые оттенки, создавало атмосферу золотистого свечения даже в пасмурные дни.