Фестивальный театр в Кембридже

Фестивальный театр в Кембридже

Впервые сцена была выдвинута в середину зрительного зала как греческая орхестра в берлинском Большом драматическом театре, реконструированном в 1919 г. Гансом Пельцигом из здания цирка. Театр предназначался для постановок Макса Рейнгардта. Для того чтобы режиссер мог использовать все помещение, специально устроенные ступени поднимались из орхестры на сцену.

Тем обстоятельством, что Большой драматический театр был перестроен из цирка, и объясняется близость его к древнегреческому театру. То же самое можно сказать и о Шумановском театре во Франкфурте-на-Майне, реконструированном Рудольфом Франкелем, хотя в нем архитектор пошел на некоторый компромисс с традиционным театром, удлинив переднюю часть сцены особым устройством, поднимающим пол оркестровой ямы.

В небольшом Фестивальном театре в Кембридже сцена и зрительный зал представляют одно целое, причем сцена выдвинута далеко вперед. Этот театр был перестроен из старого Барнуэльского театра Эдуардом Мофи по заказу Теренса Грей в 1926 г. С выдвинутой вперед сцены той же ширины, что и зрительный зал, ступени спускаются несколькими рядами вниз.

Театр А. Д. С. в Кембридже, законченный по проекту Гарольда Томлинсона и Дайсона в 1934 г., во многих отношениях сходен с Фестивальным театром, по образцу которого и был составлен проект. Но в этом театре есть яма для оркестра, при перекрытии которой в случае надобности образуется ступенчатый просцениум. По обе стороны просцениума расположены двери, к которым поднимаются ступени из зрительного зала.

Проблема соотношения зрительного зала со сценой интересно решена архитектором Огюстом Перре в его временном театре, сконструированном для парижской Выставки декоративных искусств 1925 г. Площадка, на которой происходит представление, состоит из трех частей: центральной и боковых, примыкающих к центральной по диагонали выступающими крыльями. Три части площадки разграничены колоннами, несущими горизонтальные перекрытия.

Такое устройство создает более тесный контакт между зрителями и актерами, потому что действие может происходить на всех трех частях площадки, частично окружающей передние ряды, в противоположность древнегреческим или английским елизаветинским театрам, где зрители частично окружали актеров. Этот театр, кроме того, интересен как сооружение с железобетонным каркасов.

Многочисленные проекты театров с просцениумами, среди которых были проекты, близкие к греческим или елизаветинским, в большинстве остались неосуществленными. Составлялись также проекты зданий, пригодных одновременно для театральных представлений и для демонстрации кинофильмов. В одних представление должно было происходить за порталом сцены, в других главным образом на просцениуме, а в третьих — на центральном пространстве, подобном греческой орхестре.