Часовня Святителя Василия Великого

В рассмотренных выше храмах иконография достаточно близка к традиции определенной архитектурной школы. Но есть примеры значительно большего разнообразия архитектурных мотивов, объединенных, однако, темой лаконичной стеновой конструкции и сдержанностью в использовании традиционных иконографических мотивов. В качестве примера можно указать на храм Александра Невского в селе Генеральское Самарской области. Основная его форма вполне традиционна: куб храма увенчан пятиглавием, на три стороны выходят крыльца, с четвертой стороны — апсида. Традиционен и его красно-белый колорит: краснокирпичные стены разделены на прясла лопатками из белого кирпича. Но при этом некоторые исторические цитаты даны намеком, как бы не претендуя на воспроизведение былых архитектурных мотивов. Так, белым кирпичом по красной стене выложена цепочка окон и ниш, а над ними непритязательный карнизик, что в целом напоминает аркатурно-колончатый пояс. Историческая архитектурная тема дана так мягко, как будто она сама совершенно естественно выросла из стены. Центральные своды традиционной крестово-купольной системы выходят на фасады, как это положено, закомарами, но их как будто не хватило сил завершить привычными арками: прямо по обрезу стены начинается свес кровли. Угловые же компартименты завершены скатной кровлей, на которой стоят явно декоративные малые главки. В этой упрощенности завершения своеобразная естественность и какая-то скромность. Создается впечатление некоторой незаконченности или даже дилетантской самодельности формы. Правильнее же сказать — впечатление какого-то самопроизвольного роста формы: вот дошла стена до этих пор и остановилась, и покрылась самым простым образом. При этом перекличка переломов в завершении закомары с такими же переломами покрытия крыльца убеждает, что это не случайность, а часть профессионального замысла. Незавершенность, оборванность некоторых архитектурных тем, так же, как и рисунок крыльца, адресует к архитектуре модерна, но при этом спокойный геометризм целого ближе к практике соборного строительства XVI-XVII вв. Отсутствие прямых прототипов, вольная комбинация разных тем, вместе с графичной условностью воспроизведения некоторых исторических архитектурных мотивов, говорит о современности этого архитектурного произведения. Храм получился органичным, теплым при всей современности почерка автора.

Приведенные примеры иллюстрируют основные тенденции в поиске иконографии и тектоники современного храма. Становится очевидным, что наибольшую опасность представляют две крайности в этих поисках: техницизм и китч. Самый надежный путь, страхующий от серьезных ошибок, — это тактичное, сдержанное использование традиционных архитектурных типов и иконографических мотивов на основе тектоники стены. Этим путем идет большая часть проектирующих храмы зодчих. В рамках этого подхода некоторыми авторами ведется осторожный поиск новаций, что иногда дает хорошие результаты.