Теремной дворец был построен в Московском Кремле в 1636 г. зодчими Баженом Огурцовым, Трефи- лом Шарутиным, Ларионом Ушаковым, Антипом Константиновым. Дворец неоднократно подвергался переделкам: ремонтировался по распоряжению В.В. Голицына в 1685 г., поновлялся в XVIII в., а в 1837 г. во время реставрации Ф. Солнцевым и П. Герасимовым возведены лестничная и “смотрильная” башни, переделаны многие наличники. В советское время проводились многочисленные реставрации фасадов и интерьеров 1 .
Теремной дворец — яркий образец русского жилого каменного зодчества XVII в. В его архитектуре сказались приемы, типичные для деревянных хором: он стоит на двухэтажном подклете, имеет ярусную композицию объема с гульбищами, третий и четвертый этажи, предназначавшиеся под жилье, венчает чердак — “Теремок златоверхий” 2 . В традициях деревянных хором главный южный фасад дворца выходил во внутренний двор, что сказалось на его убранстве. Благодаря своей высоте Теремной дворец господствовал над другими постройками дворцового комплекса. Значение дворца как царской резиденции было подчеркнуто своеобразным внешним обликом и богатейшим фасадным декором.
Фасады дворца по вертикали членятся многочисленными лопатками, а по горизонтали — междуэтажными карнизами и двумя антаблементами с изразцовыми фризами. Четвертый ярус выделен двумя резными полуколоннами, фланкирующими западный фасад. Антаблементы, ярусные пилястры и полуколонны подчеркивают поэтажное членение здания. Эти архитектурные детали создают впечатление праздника. Особую нарядность зданию придают великолепные наличники и парапеты верхнего гульбища, украшенные разнообразной белокаменной резьбой.
В настоящее время на фасадах Теремного дворца сохранилось сорок восемь наличников в трех верхних ярусах. Они размещены между лопатками. Под наличниками проходят профилированные подоконные тяги с орнаментом. Наличники представляют собой двусторонние филенчатые пилястры, на которые опираются многолопастные архивольты двойных и простых арок, увенчанные треугольными и разрывными фронтонами с акротериями. Наиболее распространенная форма — с двойной аркой и висячей гирькой на конце; значительно реже встречаются наличники с простой аркой и многолопастным архивольтом и всего несколько двойных наличников. Все наличники плоские, что подчеркивается плоскорельефным орнаментом, сплошным ковром покрывающим их лицевую сторону.
В третьем ярусе южного фасада помещены чередующиеся наличники с треугольными и разрывными фронтонами. Они имеют одинаковые базы, завершения и висячие гирьки, напоминающие капители. Пилястры украшены орнаментом двух мотивов: у наличников с треугольными фронтонами на лицевой стороне два пересекающихся бегунка с бутонами, а на боковой — осевой стебель с бутонами и розеткой; у наличников с разрывными фронтонами осевой стебель — на лицевой и бегунки — на боковой стороне. Все наличники этого яруса побелены. В отличие от них крайнее восточное окно выполнено в виде двух прямоугольных проемов, обрамленных общим наличником, и украшено полихромной покраской.