Архитектура русского севера

Северорусское селение отличается своими архитектурными традициями и устоявшимся укладом планировки. Зарождение архитектурно-планировочных устоев относится к XI-XII векам и в первую очередь связано с экономическими потребностями страны, когда рыбные и лесные промыслы давали продукцию для вывоза в западные страны. С XVI века началось активное развитие населённых пунктов на Севере.

Таким образом, сложились три типа поселений: село, деревня, погост. Деревня – место жительства крестьян. Село изначально было загородным имением князей, позже его от деревни отличало наличие храма. «Погост-место» – центральное поселение – населённый пункт, в котором главным объектом была церковь, и где устраивались сходы купцов. «Погост-волость» – административный округ – сельская община с землями, строениями и жителями. Выбор для основания населённого пункта всегда зависел от близкого расположения рек или озёр. От сюда появился термин «архитектурно-природные ансамбли», означающий непосредственное участие естественных объектов в жизни поселения. Характерным типом расселения является гнездовой тип: селения находятся в непосредственной близости друг от друга.

И расселения соприкасались с большими, малыми реками, стояли при озере или группах озёр, рядом с морем. Постепенно развивались сухопутные пути, и люди стали селиться также с ориентацией не только на водные пространства. Географическое положение говорило в первую очередь о промысле, которым занимались местные жители. Также география играла роль в формировании общей планировки поселения (в том числе в ориентации домов). Помимо этого отличительным фактором является формирование собственно усадеб. Изначально дома строились в ряд, и фасады были обращены к солнечной стороне.

Большое значение всегда имело эстетическое восприятие пространства человеком, желание создать индивидуальный архитектурный ансамбль, придать уникальный облик месту проживания. Силуэты храмов имели сложную форму, выделялись над всеми постройками. На русском Севере доминировали неоднообразные строения, а интересные причудливые элементы церквей и домов. Сёла и деревни отличались друг от друга индивидуальным обликом и сохранили это отличие при неполной сохранности памятников крестьянского зодчества северных жителей.

Восприятие человеком пространства сформировало великолепные композиции, особый художественный вид со стороны водной глади. Великолепны виды наблюдаются с Лижмозера на остров Большое Лижмозеро и одноимённую деревню, а также с озера Кено на группу деревень Погост, Вершинино и Шишкино, растянувшуюся вдоль живописного берега. Вертикальный и горизонтальный ритм ансамбля определял в первую очередь единый материал – дерево, из которого строились поселения, затем уже – собственно геометрия строений и пространства, выделяющаяся компактностью и оптимальным наклоном скатов. Характерными декоративными элементами являлись наличники в светлых тонах на тёмном фоне, зрительно увеличивая объём строения.