Архитектурная школа Узбекистана

Храм памяти в селе Мухрани (1975-1981, архитекторы В. Давитая, Ш. Боста- нашвили), памятник тремстам погибшим на войне сельчанам, — четыре асимметричные массивные белокаменные стелы, встречным движением форм охваты- Архитектор в. Давитая, вающие тесное пространство, в котором поднимается тонкий резной столб из скульптор г. Джапаридзе, розового камня. Ландшафт долины, обрамленной горами, придает остроту ме- «Апгетская базилика»—монумент близ тафоре пространства, не замкнутого, но сдавленного, компенсирующего своей сепаТбиси. Грузия плотностью хрупкость осевой вертикали. «Алгетская базилика» (1982-1983, В. Давитая, скульптор Г. Джапаридзе) — простейшее укрытие, две бетонных стены, соединенных плитами, образующими крутую двускатную кровлю над скульптурой, — монумент в честь строителей Алгетского водохранилища. Она завершает нагромождение скал близ села Тбиси в органичном единстве природной и рукотворной формы.

В1983-1989 гг. Давитая и Бостанашвили построили в Тбилиси пекарню для выпечки национальных сортов хлеба. В этой постройке соединены как современные и традиционные технологии, так и начала формообразования неофункционализма с чертами традиционности и вернакулара. Павильоны традиционных технологий подняты на пилоны и покрыты высокими пирамидальными кровлями; подход к ним обрамлен как бы сенью — кровлей на высоких бетонных столбах. Строгая форма чужда сентиментальности.

Архитектурная школа Узбекистана в своем развитии должна была преодолеть некую усредненность. В устранении последствий катастрофического землетрясения 1966 г. участвовали представители многих республик, создавая рационально организованную городскую ткань. Стремясь к утверждению национальной культуры, архитекторы республики поначалу искали ее выражение в формах-знаках. На ортогональную структуру домов из крупных панелей накладывались солнцезащитные решетки лоджий, повторяющие элементы традиционного орнамента (начало 1980-х, дома на ул. Б. Хмельницкого в Ташкенте, архит. А. Косинский и др.). Подобный подход не мог дать ни существенного практического, ни подлинного эстетического эффекта.