Проектирование и строительство промышленных и инженерных сооружений сформировало и укрепило новую профессию инженера-строителя, значительно обгоняя другие виды строительства.
Область строительства разделилась на гражданскую, где правил бал архитектор, и инженерно-промышленную, где господствовал инженер.
Обособление этих профессий подготовило формирование «новой архитектуры», выявило два различных критерия – один для архитектурных сооружений, другой для инженерных.
Мосты – инженерные сооружения, приобрели большое значение, явились своеобразной экспериментальной площадкой, где испытывались большепролетные конструкции: фермы, трехшарнирные арки, висячие системы.
Но горожанин, гордясь достижениями промышленной цивилизации, ориентирован был все же на эклектичную архитектуру. Отсюда и резкая критика современниками Эйфелевой башни.
Инженерные формы еще не были признаны «законными» архитектурными формами в обычных зданиях.
Для современной архитектуры большее значение сыграли Хрустальный дворец (1851), Галерея машин (1878), Дворец машин (1889), показав какие возможности таятся в металлических конструкциях.
Конструкции перекрытия дебаркадера железнодорожного вокзала были металлическими, а фасад здания вокзала оставался в виде традиционного палаццо.
Металлические конструкции, не затронув внешний облик зданий, изменили характер интерьеров.
Инженерия и архитектура, вступив в содружество, в начале XX века начали органично взаимодействовать. Архитекторы почувствовали необходимость освоения новых конструкций.
Принципиальными в этом отношении были проекты и постройки Т. Гарнье, П. Беренса. О. Перре применял железобетонные конструкции в гражданском строительстве.
Чикагская архитектурная школа в конце XIX в. впервые попыталась объединить архитекторов и инженеров.
Передовые архитекторы рубежа веков основную задачу видели в разработке функциональных и художественных проблем. Условия диктовали преобладание рационального начала. Это привело к повышенному вниманию к функционально-конструктивной основе здания.
Чикагская школа – Л. Салливен, О. Вагнер, Лоос, Беренс, Гропиус, Перре, Берлаге, Ле Корбюзье — их поиски подготовили появление в 20-х гг. XX в. функционализма с его рациональным профессиональным методом проектирования.