Эволюционное развитие архитектуры не прерывалось в Голландии с середины XIX в. до второй мировой войны. Необходимость постоянных дорогостоящих ирригационных работ определила большее, чем в ряде других стран, внимание к организованному градостроительству.
При реконструкции городов на основе закона 1901 г. голландские архитекторы постепенно восстановили утерянную в XIX в. традицию перспективного планирования.
Первые проекты реконструкции не меняли структуру городов, а лишь намечали уничтожение отдельных трущобных районов и застройку их удешевленными жилыми домами. В 20-е годы в Амстердаме проводилась реконструкция ряда районов: Нью- вендам (1920—1925), Бьюкслоттерхам (1921—1924), Ватерсграфсмер (1920—1930) (последний использовался как экспериментальный квартал для строительства малоэтажных железобетонных домов, частью сборных) и т. д. Аналогичное строительство проводилось и в Роттердаме.
В 20-х годах развернулось строительство секционных домов, которое само по себе было новым явлением для Голландии. Известные мастера не принимали в них участия и предоставили проектирование таких домов своим более молодым коллегам.
Даже арх. X. П. Берлаге считал интересной задачей лишь проектирование плана города. Его молодые ученики и последователи вложили немало творческой фантазии в разработку фасадов для кварталов Зюд (внутренняя планировка домов выполнялась без участия архитекторов подрядчиками-строителями).
Ими использовались такие приемы, как ритм крупных архитектурных элементов раскреповок, сильно выступающих плоских эркеров, балконов, шпилей, расчленение высокой кровли домов по секциям, применение поясов, облицованных черепицей, чередование различных систем кирпичной кладки и т. д.
Активное использование декоративных приемов стало отличительной чертой архитектурного почерка молодых зодчих, объединившихся на этой работе в так называемую Амстердамскую школу и издававших печатный орган «Вендинген» («Поворот»). Узкие улицы, темный цвет лиловато-коричневого кирпича, крупные архитектурные детали придают районам Зюд мистическую мрачность, роднящую работы мастеров Амстердамской школы с произведениями Гауди.
Уступкой голландской традиции была организация квартир по вертикали с самостоятельным входом в каждую квартиру. В Амстердаме это приводило к устройству в каждой секции четырех входов рядом — прием, обыгранный мастерами Амстердамской школы, как средство ритмичного членения фасада. Два крайних входа вели в нижние квартиры (1-й и 2-й этажи), а два средних — в верхние (3-й и 4-й этажи). Внутри квартир помещения сообщались между собой узкой, иногда винтовой лестницей. Подъем мебели осуществлялся при помощи блоков через окна.
Лицо голландской архитектуры Рем Колхаас построил «многоэтажку». Но не на родине, а в амбициозном, молодежном, бурно развивающемся Пекине, среди местных офисных билдингов. Постройка сложная, эффектная, остроумная.
Небоскребы на «экспорт» не мешают голландской школе архитектуры оставаться одной из самых гуманистичных в мире. Кредо голландцев — недорогая, удобная, рациональная. Но в то же время в ней всегда присутствует свободолюбие. В национальной манере строить сочетаются игра и прагматизм. Голландские архитекторы считают что могут строить все, что хотят, если это не мешает удобству.
Голландия — маленькая страна, но вот уже несколько лет востребованы здания низкой этажности: все хотят иметь свой собственный дом. Если раньше 60% голландцев снимали жилье и только 40% имели собственные дома, то теперь ровно наоборот. Дефицит площади вынуждает строить мало, но плотно.
При этом требуется точно рассчитать, где и как. Нужно избежать пробок на дорогах и других проблем. А потому с середины 1980-х государство вкладывает в развитие архитектуры огромные средства — в образование, публикации, выставки, курсы для девелоперов.
Министерство строительства и Министерство культуры создали фонд, чтобы продвигать архитектуру. Считая, что это важная, открытая и демократическая область культуры. Чтобы ею наслаждаться, не надо идти в кино, покупать билет в музей — здания на глазах у людей всегда.
Воплощение традиционного подхода — район Борнео Споренбург в Амстердаме. Очень плотная застройка, блокированные дома, выходящие прямо на улицу. В России никто не согласиться жить в доме, если перед носом маячат люди. В Голландии это традиция.
И строительная, и культурная. В Голландии основным строительным материалом считается кирпич, так как там много рек, много глины, и потому кирпич всегда был дешев. До сих пор, несмотря на глобализацию, он — один из самых доступных облицовочных материалов.
В Голландии строят дома и иностранцы. Опять таки благодаря государственной политике поддержки архитектуры. В Голландии им случается возводить то, что на родине им никто не даст.
А сами голландцы и у себя, и на «экспорт» строят примерно одинаково. В этом — стиль.