Наверно нет человека, который бы не слышал выражения: «Архитектура – это музыка, застывшая в веках». Красивое и образное высказывание, несущее в себе большой смысловой объем и раскрывающее суть восприятия человеком среды своего обитания.
Музыка – это гармония звуков, передающая слушателю эмоционально-чувственное состояние автора. Отсюда, вышеприведенное сравнение можно толковать и как: «Архитектура – это гармония формы и цвета передающая зрителю (и обитателю) эмоционально-чувственное состояние архитектора». Бесспорно, что данные высказывания – один из аспектов восприятия и музыки и архитектуры, но не маловажный и остро актуальный аспект.
Российские поселения, в большинстве своем, строились как города промышленников, купцов и чиновников. Это и сегодня можно увидеть, познакомившись с историческими улочками наших городов, тем более что сословный статус владельцев зданий был заложен во внешнем облике домов и особняков.
Советская власть, объявив равенство всех и вся, строго следила за тем, чтобы этот принцип соблюдался во всех областях жизни, в том числе и в архитектуре. Таким образом, зодчество стало рассматриваться, как искусство проектировать и строить здания и другие сооружения, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности. И как вид искусства архитектура, в Советской России, перестала существовать.
Вообще-то, данное утверждение звучит явно нелепо, так как большинство наших архитекторов – это люди, которые получили образование именно в советский период, а между тем их работы иначе как творениями не назовешь. Но… как же мало у нас зданий и сооружений, которые являются действительно произведениями искусства, которые входят в сферу духовной культуры, эстетически формируют окружение человека, выражают идеи в художественных образах.
Казалось бы, новый период развития Российского государства должен был снять противоречия между прагматизмом и искусством, но на облике современных городов это отразилось в каком-то абсурдном, искаженном виде.
С одной стороны, историческое развитие общества определяет функции и типы зданий, и художественный строй архитектурных сооружений. Здесь взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота).
С другой — образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Таким образом, архитектурная композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств – были подчинены экономическому принципу.
Нужно ли с этим бороться? Если да, то как?
Сегодня, мы действительно наблюдаем каким образом, власть денег сказывается на градостроении. Местами прямо таки удручающее безобразие. Заказчики почему-то полагают, что здание из красного кирпича под зеленой крышей скрасит облик квартала застроенного в 80-е годы «серой панелью». Уважаемые заказчики, уверяю вас – не скрасит.
Думаю, что в создавшейся ситуации нет ни правых, ни виноватых и действовать необходимо в нескольких направлениях одновременно. Организации, активно работающие на строительном рынке, действительно стремятся, к тому, чтобы сделать наши города современным и комфортным, и это замечательно.
Единственное, чего не хватает для решения этой задачи – согласованности действий заказчика, архитектора, конструктора и строителя. На мой взгляд, — а опыт подсказывает, что это осуществимо, — есть возможность придти к консенсусу.
В настоящее время, действительно, многое зависит от денег. И от их наличия и от их отсутствия. Понятно стремление заказчиков сэкономить. Но всегда ли это верное средство?
Дело в том, что в прежние годы застройка городов велась согласно проекту детальной планировки. В настоящий период такие проекты не везде существуют и, конечно, это сказывается, но так или иначе с этой проблемой представители строительной отрасли справляются, а вот с отсутствием профессионализма справиться бывает сложнее. Молодым архитекторам зачастую не хватает опытных наставников.
А между тем у нас работают опытнейшие, заслуженные мастера, которым есть чем поделиться с коллегами и масса молодых талантливых специалистов, которым необходим открытый диалог для того, чтобы их творческая энергия не растрачивалась попусту и самое насущное — это установить конструктивное общение между мастерами и молодыми архитекторами.
Очень хочется, чтобы проблемы архитектуры не оставались в тени. Поэтому, пользуясь случаем, приглашаю всех к общению. Высказывайте свои идеи. В конце концов, мы ведь все стремимся делать одно дело.