Идентифицировать изображенные там корпуса с конкретными строениями по описи 1735 г. не представляется возможным. Насколько можно судить по этому плану и словесной характеристике, структура дворца несла в себе черты переходной стадии от древнерусских традиций к эстетике Нового времени. При частичном сохранении схемы “государева двора” многим компонентам ансамбля придана видимая геометрическая упорядоченность. Обращает на себя внимание определение наиболее крупных зданий как “линий”. Их внутреннюю структуру составляли анфилады обширных светлиц. Несмотря на то что отдельные случаи планировки дворцовых строений “в линию” были известны еще во второй половине XVII в. (например, Воробьевский дворец), устойчивое тяготение к такой схеме прослеживалось именно в петровское время. В основе композиции лежал сильно вытянутый равновысокий объем, обладавший небольшой шириной. Характерный для таких построек протяженный фасад создавал фронтальную композицию, отвечающую идее парадности. Кроме многих петербургских зданий, линейной планировкой обладал, например, построенный в 1724 г. в бывшей усадьбе Головина на Яузе деревянный императорский дворец. К тому же типу следует отнести и возведенный в 1722 г. дворец в Ново-Преображенском. Таким образом, можно полагать, что линейная планировка двух корпусов Старо-Преображенского дворца — результат строительства 1723 1724 гг.
После перестройки облик Старо-Преображенского существенно изменился, однако элементы прежнего ансамбля не были полностью ассимилированы. Наиболее заметным примером этого являлось характерное для хоромных композиций “сцепление” отдельных зданий посредством переходов. Вместе с тем, такие составляющие ансамбля, как церковь и часовая башня, не были подвергнуты существенной перестройке и сохранили изначальный облик.
К весне 1724 г. обновление ансамблей Преображенского было завершено. Но именно тогда у Петра I возник замысел совершенно нового дворцово-паркового строительства в Преображенском.
Задание на проектирование новой усадьбы недалеко от Старо-Преображенского было дано архитекторам Тимофею Усову и Петру Еропкину, только что вернувшимся из Италии. Проекты обоих архитекторов были поданы на высочайшее рассмотрение 17 августа 1724 г. 31 Предложения П. Еропкина оказались более состоятельными и были приняты к реализации. Предполагалось построить в Преображенской роще двухэтажный каменный дворец с двусветным залом в центре. По сторонам его должны были располагаться покои государя и государыни. В парке планировалось соорудить лабиринт и разбить цветники, а на искусственных прудах устроить каскад фонтанов. На Яузе около новой усадьбы намечалось построить пристань, от которой лучами расходились бы шесть украшенных аллегорическими скульптурами аллей. П. Еропкин изготовил модель дворца и приступил к предварительным работам по осуществлению своего проекта. Кончина Петра I помешала реализовать этот замысел.
Итак, в последние годы петровского царствования в Преображенском была осуществлена попытка организовать современный дворцовый центр Москвы. Находившиеся здесь исторические усадьбы были адаптированы к новой дворцовой культуре, составив единую цепь парадных ансамблей. В нее входили: хоромы Ф. Скляева; вновь выстроенное Ново-Преображенское, обладающее замкнутой композицией усадьб XVII в.; возобновленный “городок” Прешбург с небольшим дворцом; обновленное Старо-Преображенское, сочетающее традиционную структуру “государева двора” с элементами современной дворцово-парковой архитектуры. Возведение еще одного ансамбля должно было завершить поэтапное обновление Преображенского.