Художественное искусство Mudejar — это стиль, который в основном представлен в архитектуре средневековой Испании, хотя относительно популярен и в современную эпоху. Для него характерны самые отчетливые и самые оригинальные архитектурные сооружения этой страны.
История появления Mudejar
Стиль мудехар можно определить как искусство ислама, присутствующее в архитектуре христианских зданий, созданных во время и после завоевания территорий Пиренейского полуострова. Более того, название Mudejar происходит от арабского слова, означающего «одомашненный». Самые старые образцы стиля мудехар можно найти в северной части Кастилии и Леона. Именно в тех районах долины реки Дуэро замечен наиболее интенсивный этап восстановления земель, утраченных христианами после мусульманского вторжения на Пиренейский полуостров в 711 году. В конце средневековья, а именно в 1492 году произошла окончательная сдача Гренады и, таким образом, конец Королевства Насридов.
Художественный стиль
На практике мудехар означал смесь последовательных архитектурных стилей христианской Европы (романский, готический и ренессансный) с различными элементами, характерными для мусульманской архитектуры. Это стало возможным благодаря первоначальной относительной терпимости исламской культуры на землях, завоеванных христианами. В то время неверные могли оставаться на оккупированных территориях в неком гетто, называемом «алямас». В случае мусульманской общины такие районы назывались «Morerias» (по отношению к еврейскому меньшинству — Juderias).
Следует иметь в виду, что арабская цивилизация стояла на гораздо более высоком уровне, чем христианская в средние века. Большая часть исламского населения (так называемые мудехары) были образованными людьми, которые знали точные науки и гуманитарные науки.
Неудивительно, что их навыки использовались во многих областях, прежде всего в архитектуре, которая была разработана, чтобы поднять торжество католических правителей и их религии на территории Пиренейского полуострова.
Многие христианские архитекторы настолько высоко оценили достижения мусульман в искусстве, что со временем они освоили и начали использовать приемы, заложенные в каноне искусства мудехара. После 1502 года, чтобы избежать изгнания, мудехарам пришлось добровольно перейти в католицизм. С того времени их называли морисками. В 1609 году было принято окончательное решение об изгнании мавров из Испанской империи.
Характерные элементы стиля в архитектуре
- Yeserias — декоративные украшения, выполненные с использованием различных техник (например, с помощью точной резки ножом), в основном из лепнины, а также из дерева и кирпича. Они характеризовались дотошным мастерством. Филигранная лепнина обычно представлена цветочными или геометрическими мотивами.
- Кирпич — строительный материал, практически не используемый в христианской Европе, легче камня и намного проще в обработке. Очень характерно для мудехарных зданий.
- Керамика — популярный декоративный элемент зданий в стиле мудехар, размещенный как внутри, так и снаружи: постаменты, порталы, крыши, стены, полы. Керамическая плитка с гладкой текстурой, часто окрашенная в различные цвета, очень популярна даже сегодня в Испании и Португалии. Иногда они были расположены в цвете, как шахматная доска.
- Слепые арки (так называемые arcos ciegos) — арки, наносимые на плоскую поверхность стен.
- Sebka — декоративный элемент, который выглядит как косая решетка (переплетенные бриллианты). Он часто украшал подавляющую поверхность фасадов зданий (например, Хиральда в Севилье — архитектура Альмохада), их арки или пьедесталы.
- Кессонные потолки, так называемые alfarjes — в основном построены из многочисленных, тщательно переплетенных деревянных поверхностей, иногда окрашенных в разные цвета.
- Сталактитовые своды mukarnas — сложенные клеточные элементы, несколько напоминающие висячие сталактиты.
Примечательно, что стиль мудехар несколько отличается по своим характерным элементам в зависимости от того, в зависимости от региона Пиренейского полуострова, где он использовался. На него также оказало влияние разнообразие народов и культур, проживающих на его территории. Эти различия заметны особенно, если сравнивать мудехарскую архитектуру в Кастилии и Леоне, Арагоне, Валенсии, Андалусии, Эстремадуре или Португалии. Некоторые из его элементов вернулись к художественному строительству в 19 веке.