После разделения Нидерландов по религиозному признаку в XVII веке лишь один скульптор протестантского севера добился международной известности. Это был Хендрик де Кейсер (1565-1621) — скульптор и архитектор, впоследствии ставший главным городским архитектором Амстердама.
Его творчество в области скульптуры и архитектуры восходит к наследию итальянского маньеризма, однако по стилю его работы едва ли сравнимы с произведениями такого выдающегося скульптора, как, например, Адриена де Вриза. После смерти Хендрика де Кейсера начатый им шедевр — надгробие Вильгельма I Оранского, заказанное в 1614 году и установленное в Новой Церкви в Дельфте — было закончено его сыном Петером.
В светлом и богато украшенном павильоне полулежащая фигура правителя соседствует с его портретом, выполненным в бронзе; у ног усопшего помещена аллегорическая фигура Славы. Согласно пуританскому духу, ни одна из расположенных в боковых нишах четырех бронзовых фигур, олицетворяющих основные заслуги покойного, не обнажена полностью или частично.
Хендрик де Кейсер не основал школы и обучил очень мало скульпторов; после его смерти художники из южных земель устремились на север.
Многие нидерландские мастера, например, Ян ван Ноет, Питер- Денис Плумир, Эгид Вергелст, Гильельм де Гроф, Габриель Групел- ло, Петер Вершаффелт, работали в основном за пределами страны, и мастерская Квеллина, которой руководил Арт Квеллин Старший (1609—1668) — наиболее выдающийся голландский скульптор XVII столетия — представляла собой самое значительное явление в скульптуре Нидерландов этого времени.
Родившийся в Антверпене и обучавшийся у своего отца Эразма Квеллина (1584-1639), он вначале работал у Франсуа Дюкенуа в Риме, а по возвращении в Антверпен в 1639 году вошел в окружение Рубенса. В 1650 году Квел- лин приехал в Амстердам, где оставался в продолжение 15 лет; там он создал аллегорические рельефы и четыре фигуры кариатид для городского дворца.
Подписанный им бюст Антона де Греффа, относящийся к этому периоду, представляет члена правящей фамилии в официальной одежде и позе. Основной вклад Квеллина в историю искусства заключается в том, что ему удалось выразить средствами скульптуры эстетическую философию художника Питера Пауля Рубенса.
Родившийся в Мехелене самый знаменитый представитель художественной династии Фейдербе — Лука Фейдербе (1617—1697) в возрасте 19 лет пришел в мастерскую Рубенса и работал с ним в течение трех лет. Как и Квеллин, Фейдербе также следовал стилистике Рубенса как в своих бронзовых миниатюрах, так и в больших работах.
Его эклектичная манера разрушает соотношение замысла композиции и расположения фигур, и это особенно заметно в его масштабных работах, где ощутимо влияние Бернини. Надгробие архиепископа Андреаса Круезена в кафедральном соборе Мехелена изображает епископа в полном одеянии, преклонившим колени перед фигурой стоящего Христа. Перед ним лежит его митра, а позади него Хронос — символ мимолетности жизни. Основным занятием Фейдербе была его деятельность на посту главного архитектора церкви Мадонны Хансвийк в Мехелене.
Ромбоут Вергюльст (1624-1698) также был родом из Мехелена; в 1648 году он работал вместе с Артом Квеллином над украшением городского дворца в Амстердаме. Вскоре, наряду с этим мастером, он завоевал славу ведущего голландского портретиста второй половины XVII века, и к нему часто обращались с заказами на создание надгробных памятников по всей стране.
Среди его многочисленных работ — надгробие Йохана Полиандра ван Керховена в Лейдене, которое считается одним из лучших его произведений. Покойный представлен здесь в позе отдыхающего, опершегося головой на левую руку. То, как скульптор изобразил лицо и руки, равно как и натуралистически переданные детали одежды и волос, говорит о том, что перед нами один из самых замечательных голландских скульпторов своего времени.
Среди выдающихся достижений скульптуры Нидерландов, безусловно, необходимо упомянуть церковные кафедры, которые искусствоведы обычно обходят своим вниманием. Убранство центрального нефа церкви святой Гудулы в Брюсселе — произведение выдающееся и в художественном плане, и по размерам.
Перед тем как Хендрик Франс Вербрюгген (1654—1724) получил этот заказ от конгрегации иезуитов в Левене в 1659 году, он работал над украшением многочисленных церквей в Антверпене, как и его отец Питер Вербрюгген (1615-1686).
В своем замысле кафедры в церкви святой Гудулы Вербрюгген решил объединить сюжеты Ветхого и Нового заветов, представляя спасение и искупление. Каркасом конструкции служит массивный ствол дерева, ветви и сучья которого выходят за пределы балдахина. В передней нижней части кафедры зритель видит сцену изгнания Адама и Евы из рая; их сопровождает ангел, размахивающий мечом.
Отклоняясь от традиционной модели, скульптор дополнил композицию сопровождающей их фигурой Смерти. С этой сценой перекликается другая, представленная на шатре, где помещены фигуры Девы и Младенца Христа. Божья Матерь олицетворяет новую Еву, а Христос — спаситель человечества — убивает змея. Флора и фауна представлены в привычном земном виде, а балдахин, поддерживаемый ангелами, будто бы парит в небесной сфере.
Между ними находится место проповедника, его форма напоминает очертаниями земную сферу. «Кафедра в виде земного шара становится местом, где… церковь представлена на земле в виде пути к спасению», — пишет Сюзанна Геезе. Воздвигнутая в 1699 году в иезуитской церкви в Левене, эта кафедра была перенесена на свое теперешнее место в 1773 году.