Архитектура прежде всего исходит из потребностей человека и обращена к нему, ей чужды формалистические фокусы и погоня за нарочитой «остротой» композиции. Западное же строительство в значительной степени определяется частновладельческими интересами, чисто рекламными соображениями и т. п. Отсюда — откровенное стремление к экстравагантности и обязательной «необычности» архитектурных форм.
Однако во многих странах можно найти сооружения, представляющие большой интерес в архитектурном отношении. Среди них выделяется здание ЮНЕСКО в Париже, осуществленное целиком из таких материалов, как железобетон, сталь, алюминий, стекло, пластмассы. Материалы эти разнообразно использованы и в основных конструкциях, и в облицовке.
Остановимся еще па одном важном вопросе. А как же быть со всеми историческими стилями? Может ли современная архитектура вовсе отказаться от традиций, от художественно-композиционных средств, которые проверены на опыте многих эпох? Конечно, нет; без всего того, что было создано человечеством в области строительства в прошлом, не было бы и современной архитектуры. Архитектурные традиции во многом сохраняют свое значение и. по сей день. Но брать от прошлого современная архитектура должна не внешний декор античные колонны, лепные карнизы и другие атрибуты, а основные закономерности, основные «правила архитектуры», всю ту мудрость, которую накопили бесчисленные поколения строителей.
Изучение классической архитектуры развивает чувство пропорций. Архитектурная классика учит современных зодчих, как хорошо и логично располагать помещения в пределах зданий, как добиваться тесной связи конструкций и форм, она учит умению самыми простыми средствами достигать большой архитектурной выразительности, умению органично вводить сооружения в природную среду, в окружающий ландшафт.
Архитектура неуклонно следует по пути новаторства. Однако, создавая новые замечательные здания, зодчие не должны пренебрегать возможностью творчески использовать прогрессивные начала строительства прошлых эпох.