Эклектизм был периодом развития металлических конструкций. Со второй половины XIX в. Техническая революция и промышленный переворот привели к развитию строительной техники. В несущих конструкциях зданий стали использовать металл и железобетон. Если до середины XIX в. из металлов в строительстве применяли, главным образом, чугун и ковкое железо, то со второй половины столетия использовали чаще сталь.
Использовался целый ряд металлических конструкций — решетчатые элементы, купольные конструкции. Развивались новые конструкции из легких элементов — проката или труб, работающих на осевые, сжимающие или растягивающие усилия. Они позволили перекрывать огромные пространства. В деревянных конструкциях основной материал — брусья и доски. Их соединяли болтами, гвоздями и шпонами. В развитии каменных конструкций наблюдалось укрупнение элементов стен и облегчение их объемного веса. Были разработаны различные системы облегченных кладок из кирпича, созданы укрупненные и облегченные блоки.
Стремление создать непременно «новое» лишь мешало органическому поступательному развитию искусства. Техника несла гибель миру уникальных художественных форм старых, благородных ремесел. В этот период зародилось понятие «художественная промышленность». Художественные школы были ориентированы на копирование старых форм и образцов. Вместо того чтобы воспользоваться преимуществами новых материалов (железа, стекла) и создать что-либо новое, архитекторы пытались в качестве исходного момента выбрать какой-либо старый стиль.
В жилищном строительстве внедрение строительной техники шло медленно, и часто под внешней декоративной «одеждой» из кирпича скрывали металлический каркас. Фасады домов не зависели от внутреннего устройства, весь их смысл заключался в стремлении казаться более богатыми и пышными; их загромождали балюстрадами, фризами, пилястрами и орнаментом из готики, Ренессанса, барокко, рококо — все это делали из гипса. Орнамент загромождал и разрушал стены, карнизы ничего не ограничивали. Фасады украшали эркеры, пустые оконные рамы и ложные окна и башенки на крыше и мансарды.
Использовалась имитация разных декоративных материалов. Стала применяться техника раскрашенного гипса: она имитировала изделия из металла. Гальванопластику стали применять для имитации позолоченной бронзы, техника папье-маше воспроизводила декоративные детали любого стиля. Дорогие благородные материалы заменяли эрзацами: вместо бронзы — гипс и жесть, вместо резьбы по дереву — папье-маше.