Климатические условия Древнего Китая были различны. В условиях сурового континентального климата на севере строили массивные и замкнутые дома. Жаркий и влажный климат юга Китая заставлял строить легкие, ажурные, нарядные дома. Соответственно использовались различные виды строительных материалов: дерево, глина, камень, кирпич-сырец, обожженный кирпич, черепица.
Из строительных материалов преобладало дерево, оно применялось и для каркаса, и для отделки построек. Дерево различных пород — тик, сандал, кедр, красное и черное дерево, бабур, дуб, сосна, пальма, различные виды бамбука широко использовались в строительстве в соответствии с их прочностью, весом, влагоустойчивостью, гибкостью, декоративными возможностями. Основной строительный материал — дерево и обожженный кирпич.
В архитектуре Северного Китая из-за сурового климата преобладали каменные и глинобитные стены. Для юга были характерны деревянные конструкции. В древнем и средневековом Китае все жилища строили по северо-южной оси, обращая главный фасад на юг, что обеспечивало комфортные температурные условия. Зимой лучи низко стоящего солнца нагревали помещение. А летом сильно выступающий карниз давал тень и защищал комнаты от прямых лучей солнца.
На юге дома строили из бамбука. Зеленый ствол бамбука достигал 30 м. Стебель был ровным, гладким, прямым и толстым и был разделен прочными перегородками — узлами. Бамбуковое дерево не поддается гниению и не боится влаги. Из бамбука в китайских домах делали не только стены, но все решетки, перегородки, плетеные изделия и мебель.
Дома были различной планировки. Одновременно существовали дома с деревянным каркасом (в том числе и из бамбука) и глинобитными стенами. Впоследствии стали строить одно-, двух- и трехэтажные дома с двускатной или четырехскатной крышей. Жилище базировалось на стоечно-балочной системе.
В планировке китайского дома преобладают два типа. Первый тип — саньхэюань, когда вокруг прямоугольного двора строили три жилых павильона, фасад и вход устраивали с южной стороны. Снаружи дом обносили сплошной стеной.
Все окна выходили во внутренний двор. Другой тип планировки — сыхэюань, когда внутренний двор замыкался четырьмя павильонами с проходом во двор в южном павильоне.
Виды построек внутри усадьбы также были различными.
Китайцы различали три типа домов. Дянь — прямоугольное в плане жилье, разделенное колоннами на три помещения. Один ряд колонн шел по переднему фасаду. Лоу — многоэтажный дом, обнесенный террасами и галереями с южной стороны. Тай — дом на высокой платформе — постаменте из утрамбованной земли, облицованной камнем, а часто мрамором. Ее делали для отведения дождевой воды от дома. В основе всех этих построек была ячейка каркаса из четырех деревянных столбов и балок перекрытия. Стены домов (в том числе и внешние) не были несущими. Пространство между столбами-бревнами забирали досками, кирпичом или глинобитной землей с прутьями.
Столбы строили из высококачественных пород дерева — сосны, кедра, кипариса. Внизу столб обрабатывали и делали надрезы — это предохраняло от гниения. Сверху покрывали красным лаком.
Согласно древней китайской легенде, дом должен располагаться так:с запада — «океан скал», на юге — озеро, позади дома на севере — холм, на восточной стороне — дорога. От внешнего мира жилье ограждали. При входе возводилась стена, которая защищала дом и двор от посторонних глаз. Для гостей строили специальное помещение перед основным домом. Все окна входили во двор. С этой же целью устраивали несколько параллельных стенок с круглыми проходами.
Иногда два-три здания объединяли общей стеной и крышей. Главный южный фасад имел вход и окна, занимавшие всю плоскость стены. На северной стороне окна отсутствовали или были небольшими. Южные окна — решетчатые, заклеенные бумагой. Каркасность, легкость зданий, наличие в стенах сквозных решеток, галереи, дворики, зелень — все это способствовало активному воздухообмену, в помещениях царила прохлада.
«Летящие крыши»
Китайские постройки имели своеобразную кровлю. Она опиралась на сложную систему карнизов, посредством нескольких ярусов деревянных кронштейнов — доугунов. В них два элемента: квадратная в плане опорная плита — брус со скошенными внизу гранями (доу) — и поддерживающий его продолговатый брусок со скругленными снизу углами (гун). Фактически стена не являлась опорой для крыши, все держалось на доугунах.
Именно они облегчали давление двух-трех крыш на здание. Они являлись капителью столбов и одновременно связывали опоры и балки.
В силу этого доугуны были не только конструктивны, они служили украшением здания. Края крыши выдавались далеко от стен и по углам загибались кверху. Четырехскатная крыша по деревянному остову выкладывалась черепицей.
Обычные жилые дома покрывали чаще бамбуковыми стволами. Их членили и накладывали один над другим. Также крыши покрывали серой керамической черепицей или просто соломой. По форме крыши были двух- и четырехскатные, двух- и трехэтажные, круглые, конусообразные, шатровые, но всегда с изгибами.
Китайские черепичные крыши обычно были высокими, двух- или четырехскатными или сочетали в себе обе эти формы. Скаты имели изогнутую провисшую форму. Конусы крыш на углах здания загибались вверх. Благодаря такой форме крыша была очень живописна и казалась «летящей»: приподнятые углы напоминали крылья птицы. Приподнятые вверх и плавно изогнутые края крыш защищали жилища от зноя и проливных дождей и придавали им легкость. Кроме того, кривизна крыши облегчала ее давление на опоры, уменьшала объем чердака, позволяла экономить дерево, была более устойчивой к ветру и отводила воду на большое расстояние от дома. На юге Китая кривизна крыши была больше, чем на севере.
Крыши парили над городом, как распластанные крылья птиц, поэтому на углах крыш помещали керамические лепные крылатые фигурки. На коньке и загнутых ребрах скатов крыша специально покрывалась черепицей с керамическими фигурными деталями в виде драконов, животных, птиц. Фигурки на крышах — это символы, добрые духи, защищающие обитателей здания. Общее количество фигурок — нечетное: 3, 5, 11. Крыши дворцов императоров были золотисто-желтыми, у знати — зелеными, у большинства состоятельных людей — серые, а по краям зеленые. Верхняя часть крыши украшалась головой дракона. Фигурные черепицы устанавливались в перекрытиях щелей между скатами. Китайские крыши считались лучшими в мире.
Еще одна черта китайского жилища — полихромия. Деревянные части окрашивали в красный цвет, каменные цоколи делали белыми, черепицу окрашивали в золотисто-желтый, синий или зеленый цвета.
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО
В древности окна у китайцев были бумажными — деревянные рамы затягивались бумагой. Днем такое окно убирали, а ночью вставляли снова. Полы были деревянными, кирпичными, каменными или земляными. Поверху они покрывались плетеными циновками из бамбука, усадьба Потолки делали деревянными или из бамбуковой решетки, оклеенной бумагой. Между комнатами помещали легкие деревянные перегородки, также оклеенные бумагой. Такие устройства обеспечивали хорошую циркуляцию воздуха. Стены украшали росписями.
Личные дома богачей имели тронный зал, трапезную, спальни и другие помещения. В китайских домах обычно было семь или десять комнат. На северной стороне — комната предков, служившая молельной, на южной — спальня. Были также приемные, гостиная и другие помещения.
Яркая расцветка внутреннего убранства использовалась в северных районах, на юге же предпочтение отдавали черному, белому, серому, коричневому. Такие цвета успокаивали глаз, утомленный яркостью красок природы. От гниения дерево защищали цветные лаки, они же украшали строение. Лакировкой выделяли структуру и качество дерева. Колонны и стены покрывали красной краской, балки — сине-зеленой, иногда с позолотой.
Стены внутри красили, а снаружи облицовывали глазурованными керамическими плитками. В отделке стен для облицовки панелей использовали изразцы, а деревянные части покрывали резьбой. В интерьерах применялась станковая живопись по шелку с изображением пейзажей, птиц, цветов, растений.
Богатые дома снабжались водой, протекавшей по деревянным желобам. Дома имели туалеты, причем китайцы в 589 г. до н. э. первыми изобрели мягкую и душистую туалетную бумагу. В Северном Китае использовалась простейшая система центрального отопления. Под приподнятой частью пола, которая использовалась в качестве постели, помещали печи и поддерживали в них огонь. Также вдоль стен проводили дымовые трубы от топки, которые соединялись в углах с наружной вертикальной трубой. Трубы прикрывали дощатым футляром.
Обстановка жилища была однообразна, число предметов мебели невелико, главные из них — стул, скамья и кровать, Мебель изготовляли из дерева твердых пород — тика, черного и розового дерева, бамбука. Китай — родина лаковой мебели. Она появилась 2500 лет тому назад. Фон лаковой мебели — черный, красный или коричневый — отделывали золотой краской. По толстому слою лака использовали также резьбу. Китайцы освоили интарсию — вставки из цветной древесины, слоновой кости, панциря черепахи, рога, перламутра, раковин, полудрагоценных камней и металлов.
Основной предмет мебели — кушетка кан — представляла собой нечто среднее между кроватью и диваном. Ночью на ней спали, а днем сидели. С трех сторон у кушетки имелись ажурные спинки, а поверхность для лежания была сплетена из лыка и волокон. Ночью кан застилали войлоком, камышовой циновкой и толстым ватным одеялом и пускали отопление. Иногда над кан делали крышу или навес. Подушки были в форме валика.
Китайцы очень боялись злых духов и считали, что они могут двигаться только по прямой. Поэтому крыши на древних китайских домах приподнимали по краям, на карнизах крыш помещали лепные изображения стражей и зверей. Они полагали, что изогнутая кровля мешала злым духам проникать в дом, а лепные изображения стражей и зверей отгоняли их и затрудняли их движение.
Китайцы также опасались ветра и воды, считали эти силы свехъестественными и называли фэн-шуй. Именно благодаря этим страхам все дома в Китае строили одинаковой высоты. Считалось, что всякий дом, возвышающийся над другими постройками, привлекает ветры со всех четырех сторон света и духи, носящиеся в воздухе, неминуемо сосредоточат на нем свое влияние.
Сидели китайцы на табуретах, стульях со спинкой, складных стульях или в креслах с изогнутыми подлокотниками и спинкой. Большая часть мебели изготавливалась из бамбука. Единственной приемлемой позой считалось подогнуть под себя ноги, как бы становясь на колени, и опуститься на пятки. Так сидели на топчанах и подушках. Свешивать ноги вниз, скрещивать ноги или вытягивать их вперед считалось при сидении неприличным и недопустимым.
Столы украшали ажурной резьбой, столешницу всегда делали в рамке. Китайцы имели в домах подставки, разнообразные полки с ящиками, дверками и нишами. В них хранили декоративные предметы. Между ножками и сидением проходила украшенная поперечина в виде ломаной линии. Когда лакированные табуреты ставили друг на друга, то получали этажерку. В Китае были также популярны ширмы из ткани, натянутые на деревянную лакированную раму. Они отгораживали часть жилого помещения. Из бамбука делали шторы и занавески, веера и зонты, веники и коромысла.
В XVIII в. в Европе стали повсеместно увлекаться китайским искусством и мебелью.
Древний китайский прибор, отмечавший землетрясения. Внутри прибора качающийся стержень, снаружи фигуры сказочных чудовищ—драконов — с шариками в пастях. При землетрясении стержень наклонялся и выталкивал шарик, падавший в пасть лягушки.