Центром Версаля были королевские покои, находящиеся в середине здания. Все аллеи и линии скрещивались к главной оси дворца, которая выходила к королевским покоям. В этом выражалась идея абсолютной власти: «Государство — это я». Анфилада из шести парадных залов была обращена на север. Они считались государственными: здесь король принимал придворных. Залы были названы по мифологическим сюжетам на плафонах и пышно украшены мрамором, лепниной, бронзой и гобеленами.
Зал «Бычий глаз» имел овальное окно в виде бычьего глаза под сводом. В этом зале собирались придворные в ожидании пробуждения короля, через окно они наблюдали, обмениваясь сплетнями и новостями. В этом зале всегда было мало мебели, чтобы не было тесно. Как только король просыпался, придворные слышали возглас: «Господа, король!», и направлялись в спальню. Балюстрада отделяла кровать от комнаты: за нее могли проходить только король и королева. Остальная свита, которая всегда толпилась в спальне, находилась по другую сторону балюстрады. Королевы даже рожали «публично»: в день родов спальня была переполнена.
Шелковую обивку, мебель алькова и сидения в спальне меняли в зависимости от времени года. Зимой использовали зеленый или темно-красный бархат с золотым галуном, летом — парчу с золотым и серебряным узором и шелк. Мебель ставили строго вдоль стен. Набор для каждой комнаты: 6-8 постаментов, 12 табуретов и несколько столов. Король раз в три года оплачивал полную замену постельного белья. Кружевные наволочки и простыни стоили тридцать тысяч франков — целое состояние!
В Версале по понедельникам, средам и четвергам с 6 до ю часов вечера разыгрывались различные дивертисменты для придворных. В Салоне Венеры подавали Портшезы легкие закуски: цукаты, варенье, фрукты. В Салоне Дианы играли в бильярд.
В Салоне Марса устраивали концерты. В Салоне Аполлона стоял трон: здесь проходили аудиенции. Сначала трон был серебряный, затем из золоченого дерева.
У королевы был свой кабинет. Здесь Мария-Антуанетта принимала художницу Виже-Лебрен, композитора Глюка и модистку Бертен. Также в распоряжении королевы были туалетная и салон-молельня.
В зале караула стояли ширмы, закрывавшие кровати, столы и стойки с оружием, скамьи и портшезы придворных. Здесь все придворные оставляли свои портшезы, оружие и прислугу, прежде чем пройти в королевские покои. Поэтому иногда в шутку зал называли складом.
В Салоне Большого столового прибора проходил церемониал, по которому монархи время от времени должны были ужинать в присутствии двора. Здесь также устраивали концерты и театральные представления. По понедельникам с утра выставляли стол с зеленым бархатом; стоявшее за ним кресло символизировало присутствие короля. Все придворные имели редкую возможность подать прошение королю, положив его на зеленый стол.
В Фарфоровой столовой были выставлены все образцы фарфоровой посуды, которые происходили из королевских сервизов. Ежегодно перед Рождеством король устраивал выставки новой продукции Севрской королевской мануфактуры. Зал оперы был построен из дерева, но имитировал мрамор. Когда партер поднимали до уровня сцены, имеющей декор бального зала и довольно глубокой, то и в самом деле получался бальный зал, где устраивали королевские балы.
Помимо мрамора, бархата и ковров важную составляющую интерьеров Версаля являли зеркала. Среди европейских изготовителей плоских стекол доминировала Венеция, но в 1665 г. в Париже была основана Королевская мануфактура зеркального стекла. Она выпускала его специально для интерьеров. Зеркальная галерея соединяла северный и южный павильоны дворца. Она являла собой яркий пример стиля барокко. Зал имел длину 73 м, ширину 10, 5 м, и высоту 12, 3 м. Ощущение безграничной ширины зала создавалось за счет семнадцати высоких арочных окон и точно таких же по форме зеркал. Между ними находились пилястры из красно-коричневого мрамора, фриз из позолоченной лепнины — Европе очень популярными животными были павлины и страусы. Перья страусов были в большой цене — ими украшали шляпы. При европейских дворах можно было увидеть экзотических животных — верблюдов, слонов, львов, зубров.
Во Франции была популярна дрессировка зверей.
В зверинцах Версаля содержали слонов. Дневной рацион их состоял из 8о фунтов хлеба, двенадцати пинт вина и двух ведер похлебки — два ведра сухарей с водой. Зверь также получал сноп пшеницы. Между слоном и тигром в Версале устраивали поединки. Популярными животными были бобры, из которых делали шкуры. Была даже специальная денежная единица «бобр» -жетон, обозначающий часть бобровой шкуры. Бобров истребляли с неимоверной скоростью.
Из позолоченного дерева, вазы из фарфора, статуи. В Зеркальной галерее собирались придворные в надежде увидеть короля, когда он каждое утро направлялся в часовню. Здесь монарх принимал иностранных послов, проводились пышные празднества, балы-маскарады в честь королевских бракосочетаний. По особым случаям в зал выносили королевский трон, устанавливаемый в глубине галереи со стороны Зала Мира. По краям Зеркальной галереи располагались Зал Войны и Зал Мира. В Зале Мира давали концерты. В тоже время через галерею ежедневно проводили стадо коров, ослиц и коз, направлявшихся в покои дочерей Людовика XIV: таким образом маленькие принцессы получали свежее молоко.
Вот что писал о празднестве в галерее венецианский посол: «В большой галерее зажигались тысячи огней, и они отражались в зеркалах, покрывающих стены, в бриллиантах кавалеров и дам. Было светлее, чем днем, красота и величие блистали, точно во сне или заколдованном царстве».
знаками королевских орденов. Все стены были украшены гирляндами, трофеями, военной арматурой. Зеркала и окна противоположной стороны были по форме и размерам одинаковыми, поэтому в зеркалах отражалась перспектива парка. Галерею покрывал расписной свод.