Для архитектуры было характерно пристрастие к скульптурной орнаментике фризов, украшению полуциркульных тимпанов в арочных окнах, правильным пропорциям.
Возросло значение скульптурной пластики, причем в изображениях и орнаменте преобладала триумфальная тематика, символизирующая победу русского оружия. Для ампира было характерно широкое распространение греко-дорического ордера.
Часто над домом надстраивали еще один этаж — мезонин. Мезонины (от итал. Mezzanine — домик) возводились только над главным домом, но не флигелями. Мезонин — жилой полуэтаж, видимый снаружи над средней частью здания. С мезонина, так же как в XVIII в. с бельведера, любовались видами, так как он был самой высокой точкой усадьбы.
Деревянные дома были или обшиты тесом, или оштукатурены снаружи и внутри.
Окрашены были в цвета: дикой (светло-серый), бланжевой (телесный), палевой и с прозеленью, каменные дома окрашивали в белый цвет. Темные цвета домов были запрещены. Фасады декорировали лепниной.
Венки, пальметты, ликторские связки, арматуры располагались белыми сгустками на нежной глади стены. Замковые камни, русты и колонны настолько были в употреблении, что продавались в готовом виде.
Ампир в России нашел свое выражение в жилых постройках «усадебного» характера, своеобразно сочетавших античные элементы с деревянной архитектурой. К этому типу построек относились дворянский особняк, иногда просто маленький домик с колоннами и мезонином.
После 1812 г. строили особняки камерные и уютные, с невысоким портиком, составленным из четырех или шести колонн, отчетливо выступающих на фоне темно-желтых стен. Постройки ампира оказывались меньшими по масштабу и не столь роскошными, как дома-дворцы московских вельмож XVI в.