После тяжелого стиля рококо естественность нужно было формировать и воспитывать заново. Лучшим средством для этой цели было признано возвращение к формам классической древности. Классицизм — термин, который обозначал зависимость от искусства греков и римлян, которое считалось образцовым. Само понятие «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый».
Зарождающийся стиль отвечал запросам времени. Волну интереса к античному искусству породили раскопки в Геркулануме и Помпеях, поэтому не случайно классицизм зародился в Италии. Одновременно растущий интерес к античности усилил отрицательное отношение к барокко и позитивное — к искусству Ренессанса. Классицизм тесно связан с эпохой Просвещения, когда зародились концепции идеального общества, а искусство стало проникнуто высоким героическим пафосом. Классицизм стал героическим стилем. Передовые люди увидели в истории республиканского Рима образец для подражания. Любовь к Отчизне, суровая справедливость, гражданская честность древних римлян совпадала с их идеалами. И в архитектуре классицизма, подражавшей античности, они увидели новый смысл, новое содержание.
Цель классицизма — прославление императорской власти. Отражая представления окрепшей буржуазии, стиль нес в себе отблеск свободы греков и римлян эпохи республики, вновь открывал благородную простоту и спокойное величие древнего искусства.
Французский Конвент провозгласил классицизм стилем Французской буржуазной революции. Зарождение и распространение классицизма в искусстве XVII в. было одним из предвестников буржуазной революции. Классицизм был характерен для стран, в которых происходил активный процесс формирования национальных государств и нарастала сила капиталистического развития.
Классицизм базировался на объективности и разумности, был выражением рационализма буржуазии. Простые античные формы и строгий ордер ставили в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии. Классицизм — стиль более пуританский по духу, поэтому требовал меньше затрат.
Прямолинейные очертания были диаметрально противоположны колеблющимся изогнутым контурам рококо. Для классицизма были характерны стремление к рациональным ордерным композициям — ясным и монументальным, все возрастающая тенденция к единому волевому началу в композиции, к господству оси, подчиняющей себе здание и прилегающее пространство, к подчинению природы воле человека. Архитектурные сооружения имели симметричные фасады, колоннады, скульптурные барельефы. Древнегреческий орнамент сочетался с копиями древних образцов самих предметов.
Определяющим принципом классицизма было приближение к классическим ордерным построениям античности. В архитектуру возвратили колонный портик, который являлся доминирующей композиционной частью здания. Торжествовала четко выраженная плоскость.
Линии выпрямились, и членения поверхностей стали все более простыми и ясными. Общие сочетания и отдельные формы здания стали классически геоме- тричны и рациональны.
Фасад классицизма был трактован спокойно, в нем преобладала горизонтальная линия и античный орнамент. Фасад имел вертикальные секции, большие прямоугольные окна, четкое членение на этажи и богатую ордерную пластику.
Для классицизма было характерно полное совпадение деления фасада с внутренними границами этажей, ритмичное повторение: пилястра — окно — пилястра. С двух сторон фасад завершали выступы — ризалиты или маленькие портики. Особо популярна была дорическая колонна с гладким стволом и резко выделенным трехнефным карнизом. Цветовое решение характеризовалось светлыми, пасторальными тонами. Белый цвет служил для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Настенные декорации классицизма отличались сдержанной строгостью и благородными пропорциями.
Скульптура периода классицизма следовала античным образцам. Квадриги лошадей и триумфальные колесницы использовались римскими императорами для своего прославления. Идея «преобразованной природы» соответствовала новому образу жизни монархов и знати с их возраставшим стремлением к контактам с природой. Французский регулярный парк уступил место английскому парку с живописной композицией, подражающей естественному пейзажу.