Подобный прием предлагается и для создания остекленных пешеходных путей в дворовых пространствах там, где старые улицы становятся сегодня слишком узки. Подобное решение в принципе, видимо, возможно, но его применение требует большой осторожности. Во-первых, может разрушиться взаимосвязь ценной застройки с прилегающими дворовыми пространствами. Во-вторых, пешеход оказывается оторванным от исторического пространства улицы, адекватно заменить которую новый пешеходный канал не всегда в состоянии.
Сказанное не означает, что новации должны ограничиваться подражательными приемами. Во Фрейбурге в прорыве между домами старой улицы размещена лестница, ведущая к особнякам, выстроенные на крыше большого гаража, занимающего внутриквартальное пространство. Лестница свободно расположена в пространстве, что является чисто современным приемом. Но у нее переменное сечение, повороты маршей, как будто это и не лестница, а дорога, ведущая в гору. И особняки на гараже стоят как на террасе рельефа. Тумбы перил отдаленно напоминают характерные для улицы средневековья или барокко скульптуры. Пластичность лестницы ассоциируется не только с горной дорогой, но и с произведениями барокко, которые, как известно, часто сочетались с средневековой архитектурой. Таким образом при несомненной современности приема он оказался завязанным рядом ассоциаций с традиционными чертами старого города и благодаря этому вписался в окружение.
Еще более решительное введение современных принципов организации пространства — реконструкция площади Жана Жореса в Жьене. К традиционной площади примыкает сложный по очертанию плана комплекс делового центра, уже упоминавшийся в этой главе. Площадь от этого потеряла свою регулярность, но масштаб пространств был сохранен. Новый комплекс расположен у подножия горы и примененный авторами прием свободного террасного построения сооружения как бы развивает структуру природного ландшафта, выводит гору на площадь.