«Быть архитектором — это древняя профессия, такая же, как охота, рыбалка и сельское хозяйство. После поиска пищи наступает поиск жилища. В какой-то момент человек, уставший от укрытий, предлагаемых природой, стал архитектором».
Ренцо Пиано: биография
Ренцо Пиано — один из самых известных, плодовитых и активных итальянских архитекторов на международном уровне. Благодаря отцу, строителю, он сразу получил возможность познакомиться со строительной жизнью и попрактиковаться в своей профессии. После нескольких лет, проведенных в студии Франко Альбини между 1965 и 1970 годами, он путешествует между Соединенными Штатами и Англией, чтобы завершить свое обучение. В этот период он также преподавал в течение двух лет в Лондоне, в Архитектурной школе Архитектурной ассоциации. Здесь он познакомился с Ричардом Роджерсом, и именно с ним в очень молодом возрасте он добился своего первого международного успеха в проекте Центра Помпиду. С самого начала его стилистический код характеризуется постоянными исследованиями и экспериментами в использовании материалов и структурных типологий. В 1981 году он основал мастерскую Renzo Piano Building Workshop в Генуе. Его карьера усеяна успехами: от Нобелевской премии по архитектуре, Притцкеровской премии в 1998 году до назначения пожизненным сенатором в 2013 году. В 2006 году Times назвала его архитектором будущего, он был включен в список 100 самые влиятельные личности мира. Идея проектов Шигеру Бана, современного японского архитектора, аналогична.
Ренцо Пиано: произведения и структуры
Работы Ренцо Пьяно узнаваемы и ценятся не только в Италии, но и прежде всего за рубежом. Это потому, что Ренцо Пьяно — плодовитый архитектор и, безусловно, один из самых известных в мире. Генуэзский архитектор делит свое время между Генуей, Парижем и Нью-Йорком. Со своей студией RPBW (Renzo Piano Building Workshop) он работает по всему миру. За более чем 50 лет блестящей карьеры он создал бесчисленное количество заслуживающих внимания работ. Давайте вместе рассмотрим самые важные из них.
Центр Жоржа Помпиду, Париж
Начнем с работы, которая прославила Ренцо Пьяно на международной арене. Центр Помпиду, также известный как Бобур, был построен между 1972 и 1977 годами Пиано и Ричардом Роджерсом.
Два архитектора революционизируют все, что является «классической» концепцией музея. Сооружение представляет собой огромный параллелепипед из стали и стекла с открытой структурой и насыщенными цветами. Произведение искусства, вмещающее в себя другие произведения искусства: так задумал Ренцо Пьяно. Снаружи все трубы, механические устройства и системы остаются открытыми.
С большой площади перед зданием открывается вид на фасад во всей его красоте, а эскалаторы ведут к различным выставочным залам. Огромные видимые трубы окрашены в соответствии с их функцией:
- красный для эскалаторов и лифтов;
- желтый для электричества;
- зеленый для воды;
- синий для воздуха.
Центр Жоржа Помпиду — это не просто галерея современного искусства: в его центре также находится библиотека, графический кабинет, видеотека, коллекция архитектуры, коллекция дизайна, центр промышленного творчества, институт (IRCAM), специализирующийся на акустических и музыкальные эксперименты и реконструкция мастерской великого скульптора Константина Бранкузи.
The Shard Renzo Piano — Лондон
«Осколок», так называют самое высокое здание в Европе. Образ мгновенный: этот небоскреб направлен в небо, как стеклянное копье. Если есть что-то, чего Ренцо Пьяно не знает, так это полумеры. Головокружительная высота этого небоскреба составляет 310 метров. Несмотря на свое величие, дизайн выражает легкость и нежность через стеклянные фасады. Расположенный в центре Лондона, он возвышается над лондонским горизонтом во всей своей красоте и великолепии. 8 фасадов неправильной формы собирают солнечный свет в разное время суток, отражая его, как кристалл.
Внутри можно полюбоваться ресторанами, офисами, бутиками и панорамной галереей, открытой для публики и предлагающей лучший вид на Лондон. На верхних этажах 10 роскошных квартир, которые до сих пор пустуют: не обескураживает ли астрономическая цифра в 57 миллионов долларов?
Здание New York Times, Нью-Йорк
На Таймс-сквер, в одном квартале между западной 40-й и 41-й улицами, с видом на 8-ю авеню, находится здание New York Times.
Здание представляет собой легкий и чувствительный небоскреб: легкий, потому что много играет на прозрачных пленках и диафрагмах (типичная поэтика фортепианной архитектуры), чувствительный, потому что меняет цветовые оттенки в зависимости от того, как солнце падает на 360 000 керамических трубок, покрывающих его фасады. Керамический экран рассеивает естественный свет, отраженный снаружи, внутрь и придает зданию чистый и однородный вид.
Этот экран, выходящий за пределы вершины башни, создает впечатление, что объем исчезает в небе. На вершине башни стоит 91-метровая антенна, которая выводит небоскреб на общую высоту 319 метров.
Audiorium Parco della Musica — Рим
Audiorium Parco della Musica в Риме — прекрасный пример современной архитектуры. Здание состоит из трех концертных залов, расположенных на фундаментной плите, которая занимает территорию между улицами Виале де Кубертен и Виале Марешиалло Пилсудски, недалеко от Олимпийской деревни.
Плита покрыта садовой крышей, спроектированной Франко Дзагари, которая взаимодействует с прилегающей зеленой массой холма Виллы Глори. Эти три объема расположены веером вокруг центральной пещеры, в каждой из которых находится музыкальная комната с точными акустическими характеристиками:
- Sala Santa Cecilia: задуман для симфонических концертов, классической музыки и больших оркестров
- Зал Петрасси: идеален для современной музыки, джаза и танцев.
- Sinopoli Room: многофункциональное и универсальное помещение
В конструкции сохранены местные материалы и соблюдены строительные традиции: красный кирпич для стен, травертин для ступеней Кавеи, предварительно окисленный свинец, который меняет цвет на свету для облицовки трех скарабеев. Римская вилла.
Потсдамская площадь — Берлин
После падения Берлинской стены, в начале 1990-х годов Ренцо Пьяно была поручена реконструкция знаменитой Потсдамской площади, одного из мест, наиболее разрушенных войной во время Второй мировой войны. Башня Дебис была первым зданием, построенным в рамках программы реконструкции Потсдамской площади. Построенный Ренцо Пьяно в 1994 году, небоскреб высотой 106 метров является самым высоким из всех зданий на площади. Башня стоит в южной части площади и построена из камня и стекла.
По окончании строительства комплекса на вершине башни разместили огромный изумрудно-зеленый куб, ставший своеобразным символом современного Берлина.
Магазин Hermes, Токио
В 1998 году французский модный дом Hermes решил открыть филиал в Японии в районе Гиндза. Коммерческий район, характеризующийся большой оживленностью, окрашенный неоновыми огнями и преобладающий над особыми архитектурными проектами.
Участок проекта длинный и очень узкий и требует, чтобы здание было разработано особенно по высоте. Результат? 15-этажное здание (из них 3 подземных), длиной 45 метров и шириной 11 метров. Но главной особенностью этого здания является его внешняя облицовка. «Кожа» здания покрыта 13 тысячами стеклянных модулей размером 45×45 сантиметров. Проект включает в себя не только магазин, но и выставочную часть, офисные помещения и прямой доступ к метро. 10 этажей, высота 56 метров для безудержной роскоши.
Центр Немо — Амстердам
Музей науки и техники города Амстердама (NEMO), открытый в 1997 году, выглядит как огромное здание из окисленной меди.
Внутри него проходят эксперименты, ориентированные на все, что нас окружает, но всегда полные веселья и любопытства, особенно для юной аудитории. Ренцо Пьяно в этом проекте включил четкие элементы идентификации:
- пешеходный пандус, ведущий на крышу здания;
- практичная многоуровневая крыша (которая действует и как площадь, с которой открывается прекрасный вид на город, и как место встречи жителей квартала);
- медная облицовка, которая хорошо сочетается с расположением музея, окруженного с трех сторон морем.
Музей расположен на одном из самых широких каналов города, парадный фасад выглядит как нос большого зеленого корабля, выходящего из воды. Наклонная крыша доступна и включает в себя площадь и ресторан с захватывающим видом на город.
Этот гигантский корабль плывет в водах гавани над специально созданным туннелем, поддерживаемым конструкцией из шестов, погруженных в воду.
Музей Аструпа Фернли — Осло
От бывшей верфи до художественного музея с общественным парком у моря: Ренцо Пьяно реконструирует всю территорию, превращая ее в новое городское пространство. Музей расположен на мысе нового района Тьювхольмен в Осло, на площади около 7000 квадратных метров между сушей и водой.
Сделанное из дерева, за исключением крыши, здание своей формой паруса интегрируется в контекст. Структура разделена на две части, разделенные водой, но объединенные стеклянной крышей.
Подразделение отражает внутреннюю планировку, фактически одна часть музея посвящена постоянным коллекциям, а вторая — временным выставкам, всего 10 выставочных залов. Ряд подвесных дорожек соединяет открытые площадки и объемы музея. Линейная геометрия, деревянная облицовка, наклонная стеклянная крыша: таковы характеристики здания. Естественный свет проникает сквозь прозрачные стены, создавая идеальный микроклимат в помещении, теплый зимой и мягкий летом.
Центр Пауля Клее — Берн
Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария, был создан для размещения работ одноименного художника. Здание задумано как скульптура, возникающая из холмистого ландшафта, из которого оно черпает вдохновение, а также напоминает пейзажи многих картин и рисунков Пауля Клее. Внешняя форма крыши — единственное видимое на территории появление музея. Вся структура развивается под этой «оболочкой», а выставочные залы расположены ниже уровня земли.
Сложная геометрия крыши достигается за счет стальных балок, каждая часть которых отличается от другой.
Ренцо Пьяно, башня группы Intesa San Paolo в Турине
В Турине был открыт бизнес-центр Intesa Sanpaolo , самое высокое здание в столице Пьемонта после Mole Antonelliana. С его 44 этажами , 38 из которых над землей, здание расположено на окраине исторического центра недалеко от Порта Суза, в районе, имеющем стратегическое значение для города, и примыкает к саду Никола Гроза, также включенному в проект. После пяти лет работы здание, спроектированное Ренцо Пьяно, высотой 166 метров, разместятся офисы около двух тысяч сотрудников, расположенные на разных этажах; башня разделена на 3 уровня парковки, уровень технических помещений и низкий сад, вокруг которого расположены ресторан компании и детская комната, а над землей находятся этажи для офисов, этаж для обучения, а также открытые помещения и службы.
Башня Ренцо Пьяно на участке Intesa San Paolo Turin
Два объема, в частности, раскрывают общественное предназначение башни: внизу конференц-зал, многофункциональный и гибкий, который благодаря подвижному чердаку и изменяемой акустике может быть преобразован в выставочный зал, концерты или шоу по мере необходимости и может вместить 364 человека, а наверху биоклиматическая теплица с естественной вентиляцией приветствует публику в трех отдельных пространствах: ресторане с садом, выставочном зале и панорамной террасе.
Башня Ренцо Пиано группы Intesa San Paolo в Турине, интерьер
Здание Ренцо Пьяно является результатом передовых исследований, направленных на максимальное использование природных источников энергии (вода, воздух, солнце) и ограничение их общего потребления; грунтовые воды используются для охлаждения офисов, а солнечная энергия улавливается фотоэлектрическими панелями, которые покрывают весь южный фасад башни. Офисы имеют высоту 3,20 м и оптимизированное непрямое освещение. Особое внимание уделялось условиям труда сотрудников с точки зрения качества пространства, света и теплового комфорта. Фасад с двойным остеклением позволяет ограничить рассеивание зимой и регулируется в зависимости от подводимого тепла через систему отверстий и солнцезащиты с моторизованными лопастями, которые контролируют излучение и свет в рабочих зонах. Летом прохладный ночной воздух направляется в двойные бетонные полы, которые поглощают свежесть, чтобы вернуть ее днем в офисы с помощью излучающих панелей. Благодаря этим проектным, техническим и производственным решениям офисное здание Intesa Sanpaolo в Турине получило энергетический сертификат класса A и находится на этапе сертификации Leed Gold.
Новый Генуэзский мост Ренцо Пьяно
« Тысяча лет? Нет, она продлится 2000. Придется чинить разделенный город и хранить вечную память о жертвах. Дань любимому городу » — так Ренцо Пьяно рассказывает о новом мосту в Генуе. Мост будет означать возрождение Генуи и демонстрацию того, что в нашей стране можно построить большую инфраструктуру за короткое время. Первый подъезд к виадуку был открыт 18 мая 2020 года.
Реконструкция моста через реку Польчевера поручена компании Pergenova по проекту Ренцо Пьяно. Сильные стороны проекта Ренцо Пиано:
- Эстетика и планировка относятся к истории Генуи, приморского города. Форма причалов и палубы соответственно напоминает нос и часть корабля;
- Мост, опирающийся на сваи, с учетом психологического отвращения, сложившегося в городе и в Италии после обрушения моста Моранди к типам мостов с подвесными частями.
Что касается выбранной технологии строительства, то новый мост в Генуе будет иметь металлический настил с железобетонными сваями, что позволит сочетать высокое качество материалов с долговечностью конструкции. Особенно:
- 20 пролетов
- 19 железобетонных свай эллиптического сечения с постоянным шагом 50 метров
- Стальная палуба с неразрезной балкой длиной 1100 метров
Характеристики, побудившие комиссию утвердить проект, как указано в постановлении, заключались в следующем:
- Благоприятный экономический размер
- Сокращение сроков строительства работ
- Особо простые исполнительные процедуры
- Надежность заинтересованных компаний
Для строительства моста будут задействованы верфь Genoa-Sestri Ponente, завод Valeggio sul Mincio (Верона) и, при необходимости, другие заводы группы Fincantieri в Италии.
Ренцо Пиано: интересные факты
Недавно Ренцо Пьяно, приглашенный на видеоконференцию в MAXXI в Риме, рассказал о роли молодых архитекторов. « Сегодня грустно не иметь возможности встречаться, — говорит Пиано в своем видеообращении, — особенно в музеях, таких как MAXXI, которые являются местом, где можно побыть вместе, чтобы разделить такие ценности, как искусство, знания, дружба. Но это требует мужества. После этой чрезвычайной ситуации ясно, что что-то произойдет, и это может быть только к лучшему, потому что сейчас как никогда мы осознаем, что земля хрупка. Многое предстоит сделать, чтобы построить лучший мир. И архитекторы, строители завтрашнего дня, играют важную роль, они должны создавать здания, которые живут с окружающей средой. Это ты должен спасти мир…».