Жан Нувель — один из самых известных французских архитекторов последних десятилетий. Читайте дальше, и давайте вместе откроем для себя все работы и диковинки французского архитектора.
Биография Жана Нувеля
Жан Нувель родился в Фюмеле (Франция) в 1945 году. Несмотря на то, что его «первой любовью» была живопись, в 1966 году он был первым на конкурсе при поступлении в Национальную высшую школу изящных искусств в Париже, которую окончил в 1972 году. С 1967 по 1970 год работал в мастерской Клода Перена. В 1970 году он открыл свою первую студию в Париже вместе с Франсуа Сенье. В своих архитектурных произведениях Жан Нувель использует самые разные темы (от истории до высоких технологий, от кинематографа до литературы) до такой степени, что среди его проектов невозможно выделить специфику, за исключением некоторых формальных аспектов, таких как « великая легкость, прозрачность и нематериальность". Этот междисциплинарный подход к проекту зародился во время его обучения в родительской студии.
Жан Нувель работает
Первое важное задание — хирургическая клиника на окраине Парижа: вдохновленный Вентури, Нувель использует «плитку в стиле ар-деко, парапеты в морском стиле, капоты спортивных автомобилей».
Институт арабского мира — Париж
Проект, посвященный Жану Нувелю как международному архитектору, — это Институт арабского мира в Париже. Это «авангардная реализация» в момент сильного архитектурного импульса во время великих работ, заказанных президентом Миттераном для нового Парижа.
Деталь фасада
Здание характеризуется особой формой ножа, где свет проецируется на южный фасад с помощью фотоэлементов. Четыре фасада здания, каждый из которых обработан по-своему, символизируют слияние в этом узле четырех разных культур. Среди жилых реализаций мы упоминаем комплекс социального жилья Némausus в Ниме (1986 г.), столкнувшийся с поиском «расширения» типичного дома буржуазии.
Национальный музей Катара — Доха
Для нового Национального музея в Дохе Жана Нувеля вдохновила форма осадочных пород, типичных для Ближнего Востока, так называемых роз пустыни.
Раскинувшись на площади 52 000 квадратных метров, музей состоит из наложения объемов в форме дисков, соединенных между собой в архитектурный комплекс в форме кольца, простирающегося на 350 метров. Изготовленная из металлической конструкции, покрытой фибробетоном, «диски» разной ширины и соответствующие выступы гарантируют тень, необходимую для жаркого климата Катарского полуострова. Эти элементы не только функциональны, но и символически отсылают к пустынному ландшафту страны.
В новый комплекс также входит Королевский дворец шейха Абдуллы бин Джассима Аль Тани, историческое здание начала 1900-х годов, которое было сохранено и отреставрировано.
Деталь интерьера
Помимо выставочных площадей, в музейном комплексе также расположены зрительный зал на 213 мест, учебные помещения, исследовательский центр, магазины и кафе, панорамный ресторан и парк с ботаническим садом, садом скульптур, искусственной лагуной, детской площадкой. для детей и различные услуги для посетителей.
Лувр – Абу-Даби
Новый Лувр в Абу-Даби отличается перфорированным алюминиевым куполом диаметром 180 метров, парящим на высоте 30 метров.
Здание стоит у моря на искусственном островке Саадият и занимает общую площадь 97 000 квадратных метров, распределенных внутри комплекса, характеризующегося сильной горизонтальностью и особенно городской обстановкой. В этом огромном пространстве есть помещения для постоянной коллекции и для временных выставок, музей для детей и зрительный зал, бар и кафетерий, а также помещения для управления и хранения произведений искусства.
Музейный комплекс состоит из объединения 55 небольших зданий разного размера и высоты, которые образуют выставочные галереи и пространства для общения, некоторые из которых оборудованы прудами, отделаны материалами от бронзы до мрамора, а также дизайнерскими светильниками и мебелью. Все это покрыто культовым опущенным перфорированным куполом. С конструктивной точки зрения он состоит из двойного перфорированного алюминиевого купола, который кажется подвешенным на высоте 30 метров над окрестностями и морем. Два уровня поддерживаются сложной пространственной ретикулярной структурой и имеют текстуру, определяемую наложением восьми различных рисунков, образующих 7850 звезд разного размера, чьи текстуры, вдохновленные восточной геометрией, создают отверстия, защищающие от прямого излучения и способствующие сохранению комнаты внизу прохладные.
Фонд Картье — Париж
Основанный в 1984 году Аленом Домиником Перреном, президентом известного люксового бренда Cartier, Фонд Cartier с 1994 года размещается в здании, спроектированном Жаном Нувелем, расположенном на бульваре Распай, в 14-м округе Парижа. Для Фонда Картье Нувель спроектировал здание площадью 11 300 квадратных метров, характеризующееся большими стеклянными фасадами, которые визуально соединяют внутренние пространства центра, гибкие и естественно освещенные, с прекрасным садом, который его окружает.
Жан Нувель выбрал для Fondation Cartier формы, прозрачные и легкие, новаторские и поэтичные одновременно: было использовано 650 тонн металла и 5000 квадратных метров стеклянных фасадов.
Выставочные площади занимают площадь около 1200 квадратных метров на двух уровнях. Раздвижные стены, модульные элементы, панели, спроектированные в соответствии с архитектурой помещения, позволяют создать гибкое пространство. Снаружи сканирование стеклянных фасадов, на которых отражается окружающая растительность, подчеркивает концепцию «дематериализации».
Музей набережной Бранли — Париж
Еще одно интересное творение — музей набережной Бранли в Париже. Земля, на которой стоит здание, расположена в 7-м округе, в районе, когда-то занимаемом Министерством внешней торговли, недалеко от Эйфелевой башни и с видом на Сену, напротив Пале-де-Токио и Музея. Art Moderne de la Ville de Paris.
Снаружи полное слияние с природой: его окружают деревья, искусственные холмы, пруды и всевозможные растения, через которые по извилистым улочкам вы доберетесь до входа в комплекс. Внутри вы можете дышать волшебным и священным воздухом: немногочисленные и тонкие лучи солнца способны просачиваться сквозь деревянные навесы, освещая типичные предметы разных континентов мира. Помимо своей несомненной многозначительности, музей известен большой зеленой стеной, закрывающей фасад, выходящий на Сену.
Это творение художника-ботаника Патрика Блана, известного своими вертикальными газонами, которые украшают, среди прочего, Caixa Forum Herzog и de Meuron в Мадриде. Одна, созданная для музея набережной Бранли в Париже, представляет собой зеленую стену площадью 800 м2 с 15 000 растений 150 различных видов из Японии, Китая, Центральной Европы и США. Чтобы способствовать устойчивости комплекса, система фотоэлектрических панелей покрывает вертикальные стены и крыши, а подземные геотермальные
зонды используют тепловую инерцию земли для экономии энергии для кондиционирования воздуха.
Культурный центр KKL — Лозанна
Культурный и конгресс-центр, спроектированный Жаном Нувелем, представляет собой здание, которое ведет диалог с озером у его подножия. KKL расположен в нервном центре швейцарского города: между горными хребтами и сельской местностью, окружающей Люцернское озеро, в тесном контакте с качественными зданиями, такими как университетский центр и железнодорожный вокзал, здание занимает то же положение, что и предыдущий культурный центр швейцарского архитектора Армина Мейли.
Основным и характерным элементом здания является наклонная медная крыша, которая выступает на 20 метров от главного фасада . Концертный зал, расположенный в Центре культуры и конгрессов KKL в Люцерне, родился в результате сотрудничества французского архитектора Жана Нувеля и американского архитектора и акустика Рассела Джонсона. В результате получилась среда с исключительной архитектурой и акустикой.
Торре Агбар — Барселона
Башня Агбар — это небоскреб из стали и хрусталя, который возвышается над горизонтом города более чем на 142 метра и имеет 32 этажа. Здание стоит в месте, где сходятся три великие улицы Барселоны: Авенида Диагональ, Меридиана и Гран Виа, а также недалеко от храма Святого Семейства Антонио Гауди.
В проекте сосуществуют два противоположных понятия легкости и солидности; первый дан щедрым использованием стекла, второй — бетоном, составляющим сердце здания. Конструкция башни состоит из двух неконцентричных бетонных цилиндров овальной формы, возвышающихся до 26-го этажа. Внешний цилиндр выполнен из бетона, а внутренний из стекла и алюминия содержит лестницы, подъемники, системы и лифты; пространство между двумя цилиндрическими элементами открытое, свободное от столбов.
Деталь интерьера
После двадцать шестого этажа возвышается купол из стекла и стали, шесть этажей которого крепятся к центральному цилиндру, не касаясь внешней стены. Идея двойного «кожаного» фасада проистекает из стремления следовать биоклиматическим критериям. Двойной покровный слой позволяет, по сути, создать тепловой экран, изолирующий как от жары, так и от холода.
Красный километр — Бергамо
Здание под названием Kilometro Rosso представляет собой научно-технологический парк, в котором расположены компании, высокотехнологичные производства, исследовательские центры и лаборатории. Название происходит от длины фасада здания, которое проходит вдоль автомагистрали A4.
Яркая красная линия протяженностью один километр, параллельная автомагистрали, придает этому торгово-промышленному ансамблю ярко выраженную индивидуальность. В дополнение к отражению промышленного имиджа Brembo (ведущей компании по производству тормозных систем) сверкающая красная стена из рифленого и лакированного алюминия действует как акустический барьер, позволяя развивать за ней исследовательский кампус, включающий зеленые и большие пространства с видом на ландшафт. Километровый красный экран построен на километровом парковочном подиуме, тоже красного цвета.
Газометр А — Вена
Расположенные в районе Симмеринг, газометры использовались с 1899 по 1984 год в качестве объектов для хранения городского газа.
После перехода на природный газ, который произошел в период с 1969 по 1978 год, здания были выведены из эксплуатации. С основательным обновлением газометров, проведенным муниципалитетом Вены, который классифицировал их как охраняемые памятники, в 1995 году начался конкурс идей по выгодной эксплуатации этих зданий. Победителями стали архитекторы Жан Нувель (Газометр A), Coop Himmelblau (Газометр B), Манфред Ведорн (Газометр C) и Вильгельм Хольцбауэр (Газометр D), чьи проекты выполнялись с 1999 по 2001 год. Жан Нувель сохранил занавес нетронутым внешние стены, как историческое свидетельство здания, и спроектировал ряд сегментов, в которых расположены квартиры на 14 уровнях .
Торговый центр, соединяющий четыре газометра, накрыт стеклянным куполом и окружен цветочными ящиками с травой. Покрытие сторон стеклянных сегментов обеспечивает серию отражений и делает всю конструкцию светлее.
Галерея Лафайет — Берлин
Галерея Лафайет (единственное европейское отделение Галереи Лафайет в Париже), расположенная в самом сердце старого Восточного Берлина, недалеко от всемирно известного контрольно-пропускного пункта Чарли, является одной из главных достопримечательностей города. Здание характеризуется своей легкой и прозрачной структурой, с извилистыми и строгими формами одновременно. Темное стекло фасадов днем создает зеркальный эффект, а ночью благодаря внутреннему освещению можно увидеть интерьер с улицы. Здание имеет квадратную форму и выходит окнами на главную Фридрихштрассе, а также на Францезише-штрассе и Егерштрассе.
На пересечении первых двух улиц Жан Нувель моделирует здание с элегантной кривизной, которая выделяет и подчеркивает городской уголок по-другому по сравнению с другими ранее существовавшими зданиями. Вместо этого угол, нарисованный между Фридрихштрассе и Егерштрассе, представлен чистым и прямым.
Интересные факты о Жане Нувеле
За свою долгую карьеру, насчитывающую более сорока лет, Жан Нувель получил множество наград и признаний. Самой важной из них была Притцкеровская премия 2008 года.