Рядовая жилая застройка центра Петербурга в значительной своей части проводилась по «образцовым» проектам. Так, в 1766 г. были утверждены два выполненных Квасовым «примерных фасада» для рядовой застройки Адмиралтейской части города.
В Москве в этот период также распространялась застройка по красной линии улицы. Дома отодвигались от красной линии лишь в том случае, если требовалось использовать в новой постройке стены или фундаменты старых зданий. Одним из примеров крупного жилого дома этого времени может служить построенный Казаковым дом А. Н. Голицына на Б. Лубянке.
Фасад здания с фронтоном в центре обработан лопатками, типичными для московской архитектуры 1770-х гг. План дома прямоугольный, со входом с торца. В первом этаже размещались преимущественно подсобные помещения, во втором — парадные комнаты, анфиладно расположенные в сторону улицы.
По оси фасада, обращенного внутрь участка, находился большой парадный зал, соединенный со средней гостиной. Такая планировка дома, и, в частности, такое расположение большого зала внутрь участка свидетельствуют о сохраняющихся еще традициях планировки жилых домов московской знати середины XVIII в..
Типологически близок к дому Апраксина сооруженный Баженовым дом Румянцева на Маросейке. В доме Румянцева с его усложненной осевой системой плана, с радиальной связью главных залов и криволинейными очертаниями капитальных стен создан своеобразный узорный рисунок плана.
В этом отношении дом Румянцева сближается как с русскими дворцами предшествующего времени, так и с аристократическими особняками Франции периода рококо, когда рациональная организация жилья зачастую подчинялась стремлению к изысканным очертаниям плана.
В казаковских домах Голицына на Б. Лубянке и Ермолова на Тверской проявлялась другая тенденция. Здесь зодчий не прибегал к сложным неэкономичным криволинейным очертаниям капитальных стен. Посредством легких перегородок создавалась гибкая конструктивная система планировки жилых и парадных помещений дома. При разработке парадного, представительного интерьера дома использовалась простая и удобная структура рядовых городских домов с их прямоугольной конфигурацией плана и прямоугольными помещениями.
B 60—70-х гг. XVIII в. изменилась внутренняя планировка и рядовых жилых домов. Даже в самых маленьких домах устраивалось несколько комнат. К сеням пристраивались специальные помещения для кухонь и служб. В домах, как правило, было два входа — парадный и черный. Для обработки фасадов этих домов, как и крупных зданий, характерно членение стен лопатками и пилястрами. Строительство рядовых домов велось преимущественно по «образцовым» проектам.
Жилая застройка Москвы отличалась от петербургской большей свободой и разнообразием композиционных приемов. В строительстве Петербурга проводилась более строгая, чем в Москве, регламентация, и застройка велась главным образом «сплошной фасадой». Жилые дома в это время строились одно-, двух- и трехэтажные со стенами в 2,5—3 кирпича. Рядовые дома большей частью были деревянные.