Композиция церкви усадьбы Марфино

В Подмосковье в первой трети XVIII в. строился ряд усадебных храмов, свидетельствовавших, о сложном процессе исканий, происходившем в монументальном культовом зодчестве.

К таким сооружениям можно отнести, например, храм, возведенный крепостным зодчим Вл. Белозеровым в усадьбе Марфино, Успенскую церковь в усадьбе Таболово, 1705 г., церковь с. Степановского с центрической композицией плана и целый ряд Других.

Композиция церкви усадьбы Марфино продолжает линию развития центрических храмов. Основу храма составляет ротондальный объем, выявленный во внешнем облике сооружения высоким барабаном, перекрытым куполом.

Вокруг стен центрального помещения создан круговой обход благодаря возведению вторых, наружных, круглящихся стен, причем устроены четыре прямоугольных в плане выступа- притвора по двум взаимно перпендикулярным осям плана. Завершением торцовых фасадов притворов служат треугольные фронтоны.

В композиции церкви усадьбы Марфино использован ордер в виде пилястр, которые своим масштабом и пропорциями определяют объемное построение сооружения и одновременно отвечают внутренней структуре здания. Своеобразно белокаменное убранство фасадов храма барочного характера.

Интересный пример ротондального типа храма — церковь в с. Подмоклое близ Серпухова.

Среди крупных культовых построек этого периода наиболее близка традиционному русскому типу пятиглавого храма с западной стороны) церковь Климента на Пятницкой улице в Москве — одна из позднейших барочных церквей города.

В ней по- новому трактуется традиционный тип пятиглавого крестовокупольного сооружения. В этом отношении храм заметно отличается не только от церквей петровского времени, напоминающих базилику, но и от пятиглавых храмов Растрелли.

Строго регулярный по построению основной объем имеет горизонтальный карниз и членение фасадов на два яруса-этажа. Нижний ярус отмечен рустованными пилястрами, а верхний — пилястрами и колоннами, выявляющими вовне основные членения плана сооружения.

Огромный центральный барабан с его мощным куполом и остальные четыре барабана крупных размеров, сильно развитые в высоту, образуют совместно мощное многообъемное завершение, не встречавшееся ранее в русском культовом зодчестве.

Предыдущая статьяЖилая застройка Москвы
Следующая статьяАрхитектура Италии XV века (конспект)