Ф. О. Шехтель (1859-1926) — доходный дом Строгановского училища в Москве, особняк Рябушинского на ул. Никитской, Ярославский вокзал и многие другие постройки.
Ф. И. Лидваль (1870-1945) — Пассаж на Литейном проспекте, многочисленные доходные дома в Петербурге.
А. И. фон Гоген — особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте.
Живописная трактовка фасадов позволяла выступать в качестве их авторов и художникам: В. М. Васнецов (1848-1926) — фасад Третьяковской галереи.
Художник должен был оформить уже существующее здание. Красочный фасад не позволяет судить о композиции здания в целом. Несколько маленьких окон вызывают представление о скупо освещенных «горницах», а не о залитых верхним светом залах, спрятанных за сплошным фасадом.
В настоящее время Третьяковская галерея реконструирована с использованием по назначению рядом стоящих зданий, реставрацией интерьеров, созданием современных средств видеоинформации. В результате проведенных работ преобразилось архитектурно-пространственное окружение, и Третьяковская галерея в полном смысле стала современным культурным центром.
Музей изящных искусств (1898-1912), построенный по проекту архитектора Клейна, — пример механического применения античных образцов. В фасадах объединяется ионический ордер, скопированный с Эрехтейона, с повторением фриза Парфенона — типичный для композиционного строя, и отделка интерьеров. Экспонаты музея неоклассики и сегодня составляют главное его достояние.
Федор Осипович Шехтель (1859-1926) — наиболее яркий представитель стиля «модерн» в России. Сфера его интересов поражающе широка. Он проектировал доходные дома, особняки, дачи, театры, музеи, банковские здания, заводы. Творческая активность сочеталась с чувством нового и способностью выражать запросы времени в формах и композициях, сразу же становившихся образцом для подражания.
Зодчий с особенным вниманием относился к таким приемам, как силуэтность, фактурно-цветовые контрасты, эстетическая выразительность планировочно-пространственной структуры и конструкции.
Новаторство художественных приемов Шехтеля, динамичность и взаимосвязанность пространства интерьеров, поэтичность образа, навеянная изобразительными искусствами, — все это выдвинуло Ф. О. Шехтеля в число ведущих зодчих Москвы.
Свое отношение к архитектуре зданий он выразил следующими словами: «…Украсить наше существование, дать радость нашему глазу и повысить тонус нашей жизни».
Рассмотрим только два произведения этого мастера: особняк Рябушинского и Ярославский вокзал в Москве.
Особняк Рябушинского (1900-1902) — хрестоматийный пример типичного для модерна особняка. Главная тема особняка — трехмерный, четко очерченный объем и стена как основное выразительное средство трехмерности этого объема. Здесь нет «фасадной» архитектуры.
Четкость и целесообразность планировки выразились в продуманной компоновке жилых и парадных комнат и стремлении объединить внутреннее пространство. Типичны «растительные» мотивы в отделке и интерьерах. Здание охватывает широкий мозаичный фриз с изображением ирисов.
Ярославский вокзал в Москве (1903-1904). В этом сооружении четко определен план вокзала, решаемого как крупное общественное сооружение. Он включал в себя просторный кассовый вестибюль, большие залы ожидания, многочисленные служебные павильоны.
Фасады обогащены ризалитами, башнями, отличаются подчеркнутой объемностью и разнообразием крупных форм. В основе композиции лежит принцип асимметрии, связанный с функциональным построением плана.
Композиция главного входа повторяет принятую в архитектуре модерна схему: центральная арка помещена между двумя пилонами с прорезанными в них оконными проемами.
В убранстве вокзала использованы в переработанном виде архитектурные мотивы севера России (Ярославской, Костромской и Архангельской губерний). В нише над входом — рельефное изображение гербов трех крупнейших городов.
Творчество Шехтеля, отличающееся неизменной оригинальностью и смелостью замыслов, воплощает национальное своеобразие модерна в России; его отличительные черты — одухотворенность и многообразие форм проявления.
В 90-е гг. XIX в. в стиле «модерн» были построены крупные общественные здания, которые стали знаковыми в застройке центров Москвы и Петербурга. В их числе гостиница «Метрополь» (автор Валькотт), магазины Елисеева (архитектор Барановский), дом компании «Зингер» (архитектор Сюзор) и др.
В каждом из этих произведений ярко отражены композиционные, конструктивные и эстетические каноны нового стиля. Его черты проявились во многих доходных домах, где в архитектуре фасадов авторы старались подчеркнуть свою индивидуальность.
Улицы Петербурга конца XIX в. были застроены жилыми зданиями одной высоты, но с большим разнообразием фасадов, где использовались эркеры разной формы, балконы с металлическими решетками, облицовка майоликовыми плитами, преимущественно пастельных холодных тонов.
Особенностью кварталов того периода стали дворы-колодцы, что было связано со стремлением увеличить плотность застройки в ущерб санитарно-гигиеническим требованиям.
В настоящее время в Санкт-Петербурге проводится реконструкция центральных кварталов, где при сохранении фасадов доходных домов они перепланируются внутри (с целью получения изолированных квартир, дополнительных санитарных удобств и т. д.).
Все это направлено на сохранение архитектурной ценности исторической застройки и улучшение комфорта проживания. Такое отношение к архитектурно-градостроительному наследию весьма позитивно.