Выдающийся русский зодчий Василий Иванович Баженов (1737-1799) родился в селе Дольском, жил в Москве. С 15 лет работал в команде Ухтомского. В 1755 г. поступил в гимназию при Московском университете и вскоре был переведен в Петербург в Академию художеств в обучение к Чевакинскому.
В 1760 г. направлен в командировку за границу. Приехал в 1765 г. признанным в Европе талантом, удостоенным диплома Французской академии, профессором Римской академии, академиком Флорентийской и Болонской академий.
Получил звание академика в Петербурге, но к профессорской деятельности в академии допущен не был. Проектировал Каменноостровский дворец в Петербурге, здание Арсенала в Петербурге и Смольного института (не был осуществлен). По поручению Екатерины II приступил к проектированию Кремлевского дворца.
По замыслу В. И. Баженова, Кремлевский холм превращался в огромный ансамбль — новый центр Москвы. Основа ансамбля — колоссальное здание дворца с овальной площадью. В нее вливались три луча: дороги из Петербурга, Ярославля, Владимира.
Колоннада трибуны составляла архитектурную оправу главной Кремлевской площади. С ней соединялись другие площади парадными проездами. Таким образом, площадь становилась бы центром не только Кремля, но и государства.
Главный дворец — четырехэтажный, два нижних рустованных этажа представляют собой мощный пьедестал для колоннады. В центре выступающей части были запроектированы тронный зал и галереи. Наружный фасад выполнен в классических формах, легко обозрим со всех точек.
Над проектом Баженов работал шесть лет. Были продуманы все детали, доработан макет застройки.
В 1773 г. состоялась торжественная закладка дворца. Впервые с речью перед народом выступил архитектор — автор проекта. Он очень эмоционально говорил о значении архитектуры в России. В этой речи прозвучали такие слова В. И. Баженова: «…ум мой, сердце мое, знание не пощадят моего покоя, здравия, самой жизни моей ради тебя, моя Родина!..»
В 1775 г. Екатерина II отменила строительство дворца после заключения мира с Турцией. Из тщеславных соображений она создавала миф о новом дворце, который «строился» во время военных действий и тем самым создавал впечатление в мире о ее богатстве и могуществе.
Для Баженова работа над Кремлевским дворцом потребовала творческих, духовных сил, поэтому коварство императрицы стало для него большим ударом.
После заказа декоративных павильонов на Ходынском поле в Москве (1775) по случаю заключения Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией императрица поручила Баженову построить дворец в мавритано-готическом стиле в Царицыно.
Он стремился создать образы, созвучные живописным ансамблям древнерусского зодчества. Основная часть зданий ансамбля располагается кольцом вокруг главного кавалерского корпуса, составляющего узловой центр всей композиции.
В состав ансамбля входили: два дворцовых корпуса, кавалерские корпуса (для свиты), хлебный дом, оперный дом, беседки, павильоны, фигурный мост, виноградные ворота, мост через овраг. Все здания прекрасно вписывались в ландшафт и позволили создать живописную композицию. Над созданием ансамбля зодчий трудился десять лет.
В 1786 г. по приказу Екатерины дворец и Большой Кавалерский корпус без объяснений причин были снесены. Это был второй, еще более страшный удар для Баженова.
Сохранившиеся корпуса и малые формы из красного кирпича в сочетании с белокаменным декором, талантливо выполненные В. И. Баженовым, — яркое свидетельство неповторимого дарования зодчего.
Баженов построил в Москве, Петербурге и провинции много различных сооружений. В Москве — дома Пашкова, Долгова и Прозоровского, колокольню и трапезную церкви Скорбящей Божей матери.
В Подмосковье Баженовым создается комплекс построек в усадьбе Царицыно. Ему же приписываются под Москвой усадьба в селе Михалково и церковь в Черкизове-Старках; в провинции — усадьба в селе Красном, церковь в селе Знаменке и некоторые другие постройки.
Последним крупным произведением Баженова в Петербурге был проект Михайловского замка, строительство которого с некоторыми изменениями осуществил в 1797—1800 гг., арх. Бренна. В последние годы Баженов, находясь на посту вице- президента Академии художеств, предложил проект реорганизации Академии и издания увража «Российская архитектура», в котором предполагалось опубликовать чертежи лучших памятников русского зодчества. Баженов — не только архитектор- практик, но и теоретик, учитель целого поколения русских зодчих.