Творчество Анри ван де Вельде — великого родоначальника движения во имя нового возрождения искусств на Европейском континенте — явилось одной из первых стадий того развития, которое привело архитектуру к созданию форм, созвучных нашей эпохе.
Анри ван де Вельде ушел из жизни, когда ему было почти 95 лет — пример творчески жизненной силы, которая в своем расцвете раздвигает и физические, и временные границы, считающиеся нормой для человека. Период, разделяющий современность и эпоху «L’Art Nouveau», по своему содержанию кажется гораздо более долгим, если судить о нем лишь по числу лет. Огромно значение личности, в чьем творчество на протяжении всей жизни столь ярко прослеживается вся многогранность этого замечательного периода.
Уже самые ранние работы ван де Вельде исполнены своеобразной прелести. Baн де Вельде не один создавал новое искусство на его начальном этапе; знакомство с произведениями европейской архитектуры той эпохи позволяет совершить фантастическое путешествие во времени. В обширном творческом наследии архитектуры начала века как бы таятся здания, часто небольшие, в которых удивительным образом на первый план выступает не декоративность форм — самодовлеющая, как считали долгое время, — а нечто более оргапичное, обладающее и сегодня, как и на том начальном этапе, живым воздействием на человека. Этот этап развития человеческой культуры можно сравнить, например, с эпохой Джотто, с одухотворенной Даптовой атмосферой Проторенессанса.
Нет нужды перечислять здесь все проекты и постройки Анри ван де Вельде, как нет нужды говорить о его вкладе в различные искусства. Достаточно констатировать, что личное влияние Анри ван де Вельде распространилось весьма далеко и на Север, в Финляндии благодаря Слтгурду Фростерусу оно было значительным. Воздействие Фросте руса и Стренгеля на архитектуру, необыкновенно плодотворное и стимулирующее интеллект, можно отнести к заслугам Анри ван де Вельде.
Косвенное значение эпохи Анри ван де Вельде неизмеримо. Возможно, что архитектура в целом носила бы сейчас гораздо более упрощенный характер, если бы Анри ван де Вельде и его эпоха, получив отклик во всей Европе, не направили бы архитектуру по более содержательному пути.