Этот принцип характерен, например, для различных видов оболочек. Интересную интерпретацию он получил в индивидуальных проектах жилых и отдельных общественных зданий.
Обратимся к анализу особенностей пластики стены применительно к первому из отмеченных нами принципов, когда ограждающая поверхность освобождена от выполнения ответственных конструктивных функций. Как правило, речь идет о таких решениях, где стена выступает как элемент каркасной конструкции.
Казалось бы, пластические качества стены в таких случаях прямо зависят от характере ограждения, например от того, трактуется ли оно по принципу имитации сплошной кладки с оконными проемами или в нем выявлена сборность элементов, их индустриальная природа. Между пластичностью стены и физическими свойствами материала, казалось бы, должна существовать прямая связь. Вместе с тем анализ многих общественных сооружений, построенных в городе за последние годы, приводит к убеждению, что в них раскрываются иные, более опосредованные связи и зависимости, свойственные современной архитектуре в целом, а именно очень тесная взаимосвязь между пластичностью стены и пластикой объема. Как никогда раньше, эти качества стены в условиях каркасной конструктивно-тектонической системы стены рождаются не столько из природы ограждений, сколько из структуры объема.
Очень показательно в этом отношении здание СЭВ. Казалось бы, что его высотный административный корпус, облицованный стеклом, с точки зрения пластики поверхности должен во многом уступать низкому цилиндру стоящего рядом зала. Действительно, мозаика из природного камня, создающая впечатление циклопической кладки барабана, грубо фактурный бетонный карниз и гранитный цоколь придают малому объему почти скульптурные качества, приводят к неизбежной трансформации самого существа пластики