Проблема пластики архитектурной формы в последние годы привлекает к себе все большее внимание, смыкаясь с более широкой проблемой художественной выразительности архитектуры. И это закономерно, ибо пластическими возможностями архитектуры во многом определяется ее образный язык, эмоциональная насыщенность, творческая оригинальность.
Наиболее остро эта проблема выявилась при строительстве крупных общественных зданий города. Некоторые из этих сооружений создавались в районах новой застройки, в связи с чем возрос интерес к вопросам формирования важных композиционных доминант в условиях новых складывающихся ансамблей. Продолжали возникать уникальные по своему характеру сооружения (общественные и жилые) и в пределах исторического ядра города. Их создание в условиях исторически ценного окружения связано с качественно иными проблемами ансамбля и влечет за собой поиск специфических средств пластической выразительности архитектуры. Все это выдвинуло перед московскими архитекторами ряд сложных проблем, требующих высокого профессионального мастерства, свободного владения всей возможной палитрой современных средств художественной выразительности.
Перед тем как перейти к анализу городской архитектурной практики, следует уточнить некоторые существенные для данной главы понятия и термины.
Само понятие пластики архитектурной формы очень емко.
Прежде всего необходимо договориться о содержании термина архитектурная форма. На сегодняшний день нет общепринятой формулировки этого понятия. Ряд исследователей, занимаясь вопросами архитектурной формы справедливо считают необходимым отказаться от того узкого толкования, которое имело понятие архитектурная форма в трудах ученых XIX — первой половины. ХХ в., имевших в виду прежде всего архитектурные детали или элементы здания.