Складывавшаяся на протяжении ряда исторических эпох центральная площадь города была превращена в новый торжественный общественно-политический форум иного идеологического содержания.
Комплекс рассчитан на многие века… Эти слова А. Щусева — прелюдия к его творческой концепции, основные положения которой заключаются в обращении к вечным формам зодчества, наиболее соответствующим содержанию будущего сооружения и месту расположения здания — на Красной площади — и в ясном отношении зодчего к архитектурному наследию.
Щусев говорил Примеры монументальных сооружений памятников и алтарей у больших стен и башен городских или крепостных сооружений существовали еще в древнейшие времена античного мира; своим утверждением настоящее обязывает к новому, не забывая истории, потому что прошлое нас все-таки учит полностью отрицал ассоциации нового с архитектурными формами прошлого.
А. В. Щусев ясно представлял себе форму здания на Красной площади — среди произведений древнерусского зодчества, с которыми его надо художественно связать: Комплекс не должен быть высотным Я создал композицию ступенчатого памятника.
Важная составляющая концепция зодчего — его призыв к эпичности образов архитектуры: Архитектурная тематика классического мира основывалась на героике, на народном эпосе. Народный эпос должен проходить красной нитью и в нашем социалистическом строительстве, в поисках образа здания А. В. Щусев следовал этому принципу.
Этот путь поиска содержательной архитектурной формы зодчий счел наиболее подходящим для воплощения бессмертия идей ленинизма. Наряду с новаторством в нем ощущается и влияние древней архитектуры Красной площади с ее высотными композициями. Связь здания с ними зодчий видит в правильно найденной степени отличия его форм от форм исторического архитектурного окружения, в их гармоническом противопоставлении.