Если вы устали от скучных стеклянных и металлических коробок современной архитектуры, дайте отдохнуть от них своим глазам и поезжайте в Барселону – посмотреть на творения Антонио Гауди. А осмотрев их, остановиться на отдых (уже от впечатлений) сможете здесь же, в квартале Ешампле, – отели Барселоны 3 звезды всегда предложат уютный номер, где в спокойной обстановке переосмыслите всё увиденное.
Конечно, не один великий Гауди (1852-1926), полное имя которого на испанском звучит как Antonio Placido Guillermo Gaudi Cornet застраивал Барселону. Но без него она была бы совершенно другим городом.
Как передать впечатление от стиля Гауди и описать его творения одной фразой? Можно примерно так: что-то готическое, архитектор волей своего воображения облил сверху чем-то вязким, и это вязкое затем медленно стекало вниз и застывало … Некоторые же сравнивают шедевры Гауди с персидским ковром в камне.
Много ли есть зодчих, которых церковь хотела бы причислить к лику святых? Только один – Гауди. Ведь он видел своё предназначение в том, чтобы понять, как устроен мир и сам трудился над его постройкой вместе с Богом.
Стены, окна-двери и крыши зданий, построенных Гауди, искривляются и изгибаются, словно в танце. Архитектор часто начинал стройку без чертежей. Кредо гения Гауди: каждое здание – это живое существо, которому нужна свобода для роста. Но его безудержная фантазия подтверждалась и точным математическим расчётом – архитектор придумал собственную безопорную систему перекрытий. Умел он использовать и применять новейшие на то время строительные материалы.
«Либо сумасшедший, либо гений» — примерно так сказал об Антонио Гауди на выпускном экзамене один из профессоров.Гауди очень повезло, что в начале его творческого пути встретился человек, который разделял его взгляды и поддерживал его задумки финансово – это граф Эусебио Гуэль, меценат и эстет. Они познакомились после завершения Гауди дома (каса) Висенс (1883). Дом напоминал фантастические дворцы из сказок 1001 ночи.
Уже специально для Гуэля архитектор создал усадьбу (павильоны) и особняк (1985-88). Чуть позже (1903-10) был воплощён в жизнь проект парка Гуэль – на лысой (до той поры) горе вырос парк-сад. Отсюда видна самая высокая точка Барселоны гора Тибидабо и открывается часть панорамы города. Главная же достопримечательность парка Гуэль – гигантская скамья-змея, которая сама по себе является удивительным памятником бесконечности. Её поверхность покрыта колдовскими символами и знаками из мозаики. Это самое оптимистичное творение Гауди.
Всего Гауди подарил Барселоне 12 зданий. Остальные постройки также сосредоточены в квартале Эшампле.
Дом Бальо (1904-1906)
Стоит рядом с входом в метро Passeig de Gracia и прозван барселонцами Костяным домом, или Домом костей. Строение отпугивает взгляд формой решёток, ограждающих балконы и окна. Кажется, что они сложены из гигантских костей неизвестного существа. Дом «одет» в мозаику, похожую на чешую, которая в зависимости от освещения меняет и свой цвет.
Дом Мила (1905-1910)
Дом называют каменоломней (La Pedrera). А Сальвадор Дали сравнил его форму со штормовыми волнами. Наверное, это самый невероятный из всех невероятных жилых домов в мире. Заказчики сразу даже не хотели платить архитектору за это творение.
Саграда Фамилия (1883-)
В Эшампле расположена и самая главная фантазия архитектора, дело его жизни – Sagrada Familia, собор Святого семейства. Этот собор, готика с явно выраженным сюрреалистическим налётом, – словно пересказ в бетоне и камне Нового завета. На его стенах в соседстве рядом со святыми обитают черепахи и саламандры, улитки и другая мыслимая и немыслимая живность. Архитектор отдал храму почти всю жизнь, но творение так и осталось незаконченным, а сам творец похоронен под сводами собора.
Предполагается, что строительство завершится в 2026 году, к столетию со смерти Гауди. Расчёты, необходимые для его завершения выполнены программой НАСА, которая рассчитывает траекторию полётов в космос.
Саграда Фамилия, несмотря на свою незавершённость, внесена ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.