На всех изображениях дальний отрезок будет иметь вдвое меньшую величину, чем ближний отрезок Это легко объясняется подобием треугольников для каждого из заданных случаев, так как изменение проекционной величины вертикальных отрезков при этом происходит прямо пропорционально их удалению.
Такие же пропорциональные отношения должны получить и проекционные изображения этих вертикальных отрезков на сетчатке глаз.
Но при обозрении здания в натуре последовательно с этих точек наблюдения, несмотря на то, что дальний вертикальный отрезок ВВ’ все время остается удаленным на расстояние, вдвое большее, чем ближний, зритель четко видит (и это отражается на рисунке), что перспективная величина дальнего отрезка по отношению к ближнему возрастает. При этом соответственно изменяется и отношение их перспективных высот, которое возрастает с увеличением угла зрения на фасад, т. е. при уменьшении степени ракурса фасадной плоскости относительно зрителя. Величина этих коррективов закономерно изменяется в зависимости от изменения положения зрителя, причем степень коррективов в каждом отдельном случае отмечается у целого ряда зрителей совершенно определенной.
Так, при расположении с проекцией на вертикальную плоскость видно, что последняя придает объекту на перспективном изображении усиленные ракурсы по сравнению с приведенным. Это приводит к ошибкам в оценке зрителем действительных качеств изображенного объекта и неправильным представлениям о его протяженности, пропорциях и масштабе. Очевидно, именно такое изображение объекта, как соответствует нашим представлениям и восприятиям. Следовательно, проекционная правильность еще не обеспечивает верных зрительных впечатлений, поэтому важна не оптическая правильность изображения, а выявление тех его сторон и особенностей, которые создают у зрителя правдивые представления о действительных качествах изображенного объекта и соответствуют восприятию в натуре.