Центричные сооружения в целом можно разделить на моно структуры и поли структуры в зависимости от того, состоят они из одного или нескольких объемов. К моно структурам можно отнести мавзолеи. К центрально-осевым поли структурам — мечети, караван-сараи, торговые купола. Эта группа зданий условно разделяется на две подгруппы: с однородной, состоящей из одинаковых элементов структурой, и неоднородной структурой, которая строится или на подобных элементах, или на вовсе различных.
Поскольку сущность структуры чисто геометрическая или, в более широком смысле, морфологическая и поскольку «работа» структуры не зависит от физической характеристики составных элементов и подчиняется лишь способу их связи, создающему жесткость, мы и рассматриваем купольные композиции как пространственные структуры, формируемые комбинаторными методами.
Комбинаторные приемы применялись не только при распределении объемов, но и при их трансформации: подобном увеличении или сжатии. Этот вид преобразований симметрии мы наблюдаем на всех проекциях -планах, фасадах, разрезах. Очевидно преобладание среди прочих приемов композиции приема центрально-осевой симметрии. Направленность, центр стремительность инвариантных схем планов показательны для всех типов отдельно стоящих зданий Средней Азии. С помощью преобразований симметрии идентичные, подобные по структуре помещения группируются вокруг единого центра композиции. Схожесть планов, позволившая свести их к ограниченному количеству схем, основана на единстве орнаментальных приемов построения. Общность приемов построения архитектурных планировочных схем показывает относительную условность их типологического деления.
Сходные приемы построения характерны и для застройки городских ансамблей, площадей, улиц.
До XV в. сохраняется традиционная планировочная схема — две пересекающиеся магистрали, проходящие через весь город и делящие его территорию на четыре части.
В Шахрисябзе и Герате две главные улицы пересекаются под прямым углом в центре города, отмеченном торговым куполом. В Мерве XV в. город разделен надвое центральной улицей, идущей от северо-восточных ворот Джума к юго-западным воротам.
В среднеазиатских городах XV-XVII вв. одновременно развиваются две характерные с точки зрения симметрии схемы-композиции: центричная, акцентирующая пересечение улиц постановкой купольных сооружений, и осевая схема с ритмично нанизанными на главную направляющую элементами (вереницы торговых куполов).
Особый интерес представляет планировка Исфахана XVII в., воплотившая в себе основные эстетические и композиционные принципы Средней Азии той поры. Характерен масштаб возведенных ансамблей. Например, центральная площадь Мейдане-Шах имеет 510X165 м, он обнесена двухэтажной галереей по периметру. Арочные ритмы галереи периодически прерываются высокими порталами.
Симметричная тема метра главный прием композиционного решения всей площади. Она порождает самые неожиданные пластические эффекты, возникающие при смене освещенности. Центральная ось площади, идущая с севера, на юге площади как бы переламывается размещением под углом к ней шахской мечети, ориентированной на Мекку. При этом помещения самой мечети остаются строго симметричными относительно главной оси. Трудная задача соединения с площадью решена с выгодой для объемного восприятия ансамбля мечети, которая обращена к площади в живописной перспективе.
С запада к площади примыкали спланированные на основе квадратной сетки шахские сады с дворцами-павильонами. Позади садов была проложена с севера на юг центральная артерия нового города Чор-Баг, которая делилась на той аллеи с посаженными в восемь рядов платанами и тополями. Аллеи спускались к югу ступенями. Под деревьями, по выложенным ониксом каналам бежала вода. При движении по аллее кроме восприятия линейных горизонтальных ритмов мелькавших сквозь деревья парковых павильонов и строений прохожий испытывал ощущение вертикального ритма, обусловленного спуском к реке. Можно представить, что совместное действие всех этих факторов — мерный шум воды, ритмичный шаг по ступеням, пересекающие путь тени от деревьев, игра светоцветовых пятен -производило впечатление единого стройного потока озвученных картин и вызывало ответную реакцию как чувство причастности каждого стремительному движению самой жизни, развертывающемуся одновременно в пространстве и во времени. Динамичная направленность главной городской дороги к реке — источнику жизни — имеет глубокий смысл: указание на абсолютную ценность воды для существования человека в условиях жаркого климата — символическая обусловленность оси составляет планировочную идею композиции центра города в целом.
Четкая геометрическая сеть улиц и каналов, примыкавших к главной оси с обеих сторон, включала живописно скомпонованные сады, окружающие роскошные дворцы государственных чиновников.