Архитектор, теоретик архитектуры и садово-наркового искусства, художник, поэт и прозаик, переводчик и драматург, теоретик музыки, композитор и музыкант, собиратель музыкального фольклора, историк и археолог, ботаник и гидротехник, энциклопедист — все в одном человеке, имя которому — Николай Александрович Львов.
Н. А. Львов родился 4 марта 1751 года в деревне Черенчицы Новоторжского уезда в семье отставною прапорщика Александра Петровича. Деревня принадлежала деду, капитану Петру Семеновичу Львову, который оставил своим сыновьям наследство: Александру — село Черенчицы. Петру и Николаю — село Арначево.
Николай Львов рано лишился отца. На его плечи легла забота о матери и сестрах. Нужно было начинать трудовую жизнь.
Согласно положению «Табели о рангах», дворянских детей с детских лет записывали на военную службу. Это было необходимо для дальнейшего продвижения по служебной лестнице. Восемнадцатилетний Николай Львов приезжает в Петербург для прохождения военной службы в бомбардирской роте Измайловского полка. В полку он знакомится со своим ровесником Н. II. Осиновым (1751 — 1799), будущим писателем. Знакомство перешло в дружбу и продолжалось долгие годы. Вместе они посещали полковую школу. (По сведениям первого биографа, Николай Львов в детстве знал немного французских слов, а писать по-русски не мог. Позже Львов знал и русский, и французский в совершенстве, владел итальянским языком.
Ширился круг знакомств. В 1771 голу молодые люди Львов, Осипов и братья Ермолаевы издают рукописный журнал.
В полку Львов наминает рисовать и писать: копирует портреты, знакомится с архитектурной графикой, делает переводы с французского, сочиняет стихотворные загадки. Одаренный юноша стремился познать все, и это у него получалось.
Не только рукописный журнал объединял Львова и Осипова. Они оба любили музыку, а Осипов был хорошим музыкантом.
В 70-е годы в Измайловский полк прибудут Василий Васильевич Капнист (1757-1823), впоследствии известный поэт и драматург, ставший другом и родственником Львова, и Михаил Никитич Муравьев (1757-1807), впоследствии известный поэт, друг Львова. Их сблизила и подружила любовь к мировой литературе.
В середине 70-х годов Львов знакомится с известным художником-портретистом Д. Г. Левицким. Художник написал несколько портретов Львова. В мастерской художника Львов изучаем основы живописи, получает первые профессиональные навыки. II. как всегда, встреча и знакомство с интересным человеком переходили в дружбу, которая продолжалась до конца жизни Львова.
По записям первого биографа, Львов в 1776 году живет у своих родственников Соймоновых. Один из братьев Соймоновых, М. Ф. Соймонов, был выдающимся ученым горного дела. Он основал в 11етербурге первое горное училище. Возможно, он был первым, кто познакомил Львова с основами горного дела и технологией разработки каменного угля и заинтересовал его этим.
В конце 80-х годов, благодаря своим знаниям горного дела, Н. А. Львов становится «добытчиком каменного угля». 17 июля 1786 года последовал указ новгородского генерал-губернатора оказывать всякую помощь «кол. сов. Львову с двумя мастерами, знающими работу каменного угля, и способствовать им в розыске». Уже в сентябре Львов пишет «Я весь в угольной яме… уголь, которой теперь нашел, на всякую потребу годен…» Отирании образцы угля, Львов возвращается в Петербург и сразу начинает хлопотать о внедрении угля в промышленность.
1775 год. Львов в своем родовом имении, где пробыл чуть меньше года. Наблюдая за укладом русской деревни, бывая на посиделках и свадьбах, слушая народные песни, он начинает собирать музыкальный фольклор.
1776 год. По рекомендации врачей М. Ф. Сомойнов уезжает в Голландию. Он решает не только пройти курс лечения, но и посмотреть Европу. Составить себе компанию он приглашает Н. А. Львова и И. И. Хемницера (1745- 1784), который работал в Горном ведомстве вместе с Соймоновым. Так Львов впервые выезжает в чужие края.
Амстердам, Лейден, Роттердам. Монс и, наконец, Париж. Львов старается посмотреть все достопримечательности. Особое внимание он уделял гидротехническим сооружениям и устройству версальских фонтанов. За время пребывания в Париже он посмотрел двадцать один спектакль, был на трех концертах.
К концу 70-х годов русское общество увлекается сочинениями французского мыслителя и философа Вольтера (1694-1778). Львов вступает в общество поклонников Вольтера Параллельно он знакомится с трудами других французских мыслителей: Дидро (1713- 1784) и Жал Жака Руссо (1712 1778). У Левицкого он знакомится с Дидро, Львов увлекается театром. Например в французских драматургов Расина (1639-1699) и Корнеля (1606 -1684) изучает основы законов театра, теорию драмы греческого философа Аристотеля (384-322 годы до н. з.).
«Член Почтового департамента» и архитектор
В 1780 году Н. А. Львов оставляет службу в Коллегии иностранных дел и переходит на новую службу в Правление почт. В апреле 1782 года Львова именуют «членом Почтового департамента», а в июне — «советником посольства, главным присутствующим почтовых дел правления».
В июне 1782 года начинается строительство трехэтажного Почтового ведомства и Почтового стана. Главному почтовых дел правлению было дано указание приступить к возведению этого большого дома по чертежам Львова. Здание сохранилось. В нем и теперь находится Главный почтамт Петербурга, это недалеко от Исаакиевского собора. На месте современного здания располагался двор, окруженный на первом этаже помещением для карет, казармами, складами, мастерскими. Второй и третий этажи отводились под квартиры для чиновников Почтового ведомства. В середине каждого из фасадов находились арочные ворота для въезда на территорию стана. Главный въезд был подчеркнут четырех колонным портиком с краткой надписью «Почтовый стан».
В здании Почтового стана Львов запроектировал себе квартиру. После окончания строительства он переедет в новую квартиру. Строительство дома Почтового ведомства было закончено в 1785, Почтового стана — в 1789 году. Львов оставил на здании оригинальный «автограф»: на карнизе по всему периметру здания поместил лепные маски львов. В 1859 году два здания почтамта были соединены переходной галереей, а в 1903 году внутренний двор перекрыли стеклянным потолком и трансформировали в операционный зал.
Главное событие 1783 года — открытие Российской академии. К этой дате Львов сочиняет одноактное театрально-музыкальное представление «Пролог».
Петербург стремительно разрастался. Горожане получали безвозмездно территории, отдаленные от центра, под строительство в течение пяти лет. Львов получает участок, но не торопится строить из-за отсутствия времени и денег.
Собственный жилой дом Львов так и не построил. Он освоил большую территорию, на которой имелись каменный дом под пивоваренье, сады и оранжерея, теплицы и другие деревянные строения.
Львов серьезно занимался вопросами разведения растений. Он выращивал и разводил экзотические породы: ливанский кедр, лавр, американский клен и др.
Оранжерея давала большой урожай, а в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление: «Под Невским монастырем у Малого Охтинского перевоза в угольном каменном желтом г. Статского Советника и Кавалера Львова доме продаются все имеющиеся в саду и оранжереях фрукты, как-то: абрикосы, персики, клубника, смородина, вишни, малина и пр., из которых часть уже к снятию и продаже поспела. Цену скажет садовник».
А пока он принимает приглашение А. А. Безбородко (1747-1799), флигель-адъютанта императрицы, в дальнейшем генерал-майора, полномочного представителя но делам торговли при Коллегии иностранных дел, заведующего делами Почтового департамента и международной «секретной экспедицией», с февраля 1784 года тайного советника, с октября — графа Священной Римской империи, — поселиться в его доме. Нахождение Львова в доме Безбородко устраивало последнего, так как в отсутствие хозяина Львов отлично вел его дела. В это время, 3 августа 1784 года, Львов становится отцом — родился сын Леонид.
Архитектурная деятельность 80-х годов была достаточно плодотворной. Это — реконструкция дома поэта Г. R Державина. Двухэтажный каменный дом принадлежал сенатору и поэту И. С. Захарову и находился на берегу реки Фонтанки. Новый владелец дома — Державин обратился к своему другу Львову за помощью в строительном деле. По проекту Львова дом получил новый архитектурный облик. Главный корпус, расположенный в глубине участка, был увеличен. Со стороны главного фасада были пристроены два флигеля, которые главными выходили на набережную Фонтанки. Со стороны двора флигеля окружала галерея-колоннада. Новой планировке был подвергнут большой пейзажный сад, расположенный за домом. Искусственные пруды, протоки, беседки и другие малые архитектурные формы дополняли сад.
В 1787 году Львов строит Троицкую церковь в селе Александровском, под Петербургом, в загородной усадьбе екатерининского вельможи А. А. Вяземского (1727-1793), князя, русского государственного деятеля. Церковь была выполнена в виде ротонды, а колокольня — в виде четырехугольной пирамиды (в народе Троицкую церковь называли «Кулич и пасха»). Фасад ротонды отделан колоннами ионического ордера. Здание декорировано овальными окнами, капителями с гирляндами. Интерьер украшен пилястрами коринфского ордера с широким антаблементом. Иконостас является памятником культуры и представляет собой образец работы русских резчиков XVIII века. Ротонда перекрыта куполом. Колокольня расположена на западной стороне участка, прорезана арками звона, увенчанными треугольным фронтоном. (Ныне церковь находится в границах города — проспект Обуховской обороны, 235.)
Здание Троицкой церкви представляет интерес как неповторимый и самобытный памятник русской архитектуры и как пример творчества одного из выдающихся архитекторов эпохи русского классицизма.
Львов строил и проектировал не только в Петербурге. В селе Арпачево (имение братьев) он возвел церковь. Много зданий было построено недалеко от собственной деревни архитектора Черенчицы, переименованной в Никольское. Особое внимание Львов уделил собственной усадьбе. Старый деревянный дом обветшал. Он приступил к строительству нового дома. Начал с возведения хозяйственных здании, провел ряд мелиорационных работ осушил болото, соорудил пять прудов. Под строительство отводились земли, пересеченные оврагами, низменные и другие непригодные для посевов.
В 1785 году Екатерина II возвращалась в Петербург из поездки в Москву. 8 июня она прибыла в Торжок, а 9 июня посетила Борисоглебский монастырь, где прошло церковное богослужение. После службы императрица со свитой направилась к месту закладки новой церкви «во имя святых Бориса и Глеба» и заложила первый камень фундамента. Проект соборной церкви был выполнен Львовым.
Умело применив пропорции, Львов создал яркий архитектурный образ. Собор хорошо просматривается с обоих берегов Тверцы. Здесь Львов выступает как искусный градостроитель, мастерски располагая храм на сложном рельефе, что позволило не закрывать древние строения, не разрушать сложившийся облик местности. Храм становится неотъемлемой частью архитектурного ансамбля. Иконостас собора был расписан В. Л. Боровиковским.
Недалеко от собора по проекту Львова строится надвратная колокольня-церковь, увенчанная изящным бельведером-ротондой и шпилем. Колокольня-церковь была заложена в 1804 году, после смерти Львова, и закончена в 1811 году. Она дополняет архитектурный ансамбль монастыря. Благодаря вертикали колокольня — ротонда — шпиль она становится доминантой (главенствующей) во всей городской застройке.
Для города Торжка Львов занимается устройством водоснабжения. На главной площади Торжка он сооружает «каменный колодец», куда по трубам постулата вода. «Каменный колодец», представленный в виде двенадцати колонной ротонды, обладает архитектурными формами с классическими пропорциями. Ротонда стоит на цоколе из валунов. Круглый зал перекрыт куполом.
Наряду с успехами у Львова были и неудачи. Остался неосуществленным величественный проект «Кабинета ее превосходительства». Такая же судьба постигла проект Казанского собора. Эти сооружения построят Д. Кваренги и А. Воронихин.
Сохранился проект дома, который собирались строить на углу Невского проспекта и Фонтанки, напротив Аничкова моста. На этом месте в 1803 — 1805 годах Кваренги построит здание «Кабинета».
В октябре 1786 года был издан специальный указ, разрешающий печатать произведения и труды коллежского советника Львова на средства императорского Кабинета.
Музыкальная деятельность Н. А. Львова проявилась в создании комической оперы «Ямщик на подставе». Первая постановка ее была в 1787 году в Петербурге. В 1790 году Львов издает сборник «Собрание песен с их голосами».
В 1791 году в селе Арпачеве состоялись торжества по случаю окончания строительства храма, которое длилось девять лет.
В 1793 году Львов в роли дипломата выезжает за границу с поручениями к русскому послу С. Р. Воронцову.
1796 год. Умирает Екатерина II. На престол взошел император Павел I. Львову поручается ответственное задание, связанное с коронацией Петра III, который был не коронован при жизни, и захоронением останков Екатерины II и Петра III в Петрова в ЛОВСКОЙ крепости. После выполнения столь архиважного поручения Львов получил чин действительного статского советника, а также дополнительные ассигнования для издания своих трудов. Это был поистине царский пода рок, так как Львов мог наконец осуществить и свою мечту: издать четыре книги Палладио об архитектуре. В день своей коронации Павел I жалует Львову орден св. Анны второго класса.
В зданьях земляных он вечно проживает
Новый император привлек Н. А. Львова к строительным работам в Павловске. В этот период архитектурно-строительная деятельность Львова была направлена на создание нового дешевого строительного материала. Львов возводит избу из блоков, полученных из земли с известковым раствором, которые слоями укладывались в деревянные формы и трамбовались. После высыхания готовые земляные блоки доставали из форм и использовали в строительстве.
Готовая изба произвела неизгладимое впечатление на членов царской фамилии, которые по несколько раз приходили смотреть на столь необыкновенную избу — прочную, гладкую, дешевую.
Помощники Львова были награждены золотыми часами с цепочкой.
Н. А. Львов получает новое задание — построить земляной дом в деревушке Арапакаси вблизи Гатчины, а если дом получится, приступить к строительству большого дворца в Гатчине. У Львова все получилось. И в 1797 году он выбирает место для строительства дворца — в конце узкого длинного Черного озера, в окружении деревьев парка В 1798 году строительство было закончено (рис. V.137, V.138). Это сказочное сооружение состоит из нескольких тесно прижатых друг к другу корпусов, увенчанных высокой кровлей. Узкая высокая башня с винтовой лестницей и остроконечным шпилем придает всем строениям вид средневекового рыцарского замка.
Подпорная стена и баня построены из местного материала — чернецкой плиты. Все остальные части здания были выполнены по методу, изобретенному Львовым.
Здание сохранилось до наших дней, несмотря на сильные бомбардировки в годы Великой Отечественной войны. Оно выдержало испытание временем.
Этот небольшой эпизод из жизни талантливого зодчего можно закончить словами Г. Р. Державина: Хоть взят он из земли и в землю он пойдет, но в зданьях земляных он вечно проживет.
21 августа 1797 года вышел указ об учреждении школы землебитного строительства в Никольском. Все губернаторы должны были направлять сюда ежегодно на учебу учеников. Помещики, заинтересованные в том, чтобы иметь у себя профессиональных строителей, могли учить своих людей в школе. После ее окончания ученики получали особый аттестат и звание присяжного мастера. Они должны были возводить прочные, безопасные, дешевые жилища и беречь леса в государстве. 21 сентября 1797 года Львов стал начальником всех угольных разработок в России.
В 1798 году сбылась мечта Львова — вышла из печати переведенная им первая часть труда Андреа Палладио под названием «Четыре книги Палладиевой Архитектуры, в коих по краткому описанию пяти Ордеров говорится о том, что знать должно при строении Частных домов, Дорог, Мостов, Площадей, Ристалищ и Храмов. Спб., 1798». Издание трудов Палладио Львов считал одной из главных задач своей жизни.
Н. А. Львов продолжает строить в Гатчине. Император принял все построенное, «благодарил несколько раз и очень был всем доволен».
Н. А. Львов уделяет большое внимание садово-парковой архитектуре. Он выпускает два основополагающих документа, в которых затронуты важные, по мнению архитектора, элементы — свет и вода, а также вопросы планировки.
Последние годы жизни
В это время Н. А. Львова начали донимать различные неприятности. Беспокоили глаза. Училище земляного строительства приносило много забот и огорчений: он получал учащихся слабых, больных, а иногда и пьяниц, которым было неинтересно заниматься. Львова не покидала полоса неудач. Он лишается своей квартиры в Почтовом стане.
Новое руководство Почтового департамента считало, что Львов уделяет мало внимания департаменту. Н. А. Львов серьезно заболел. Состояние его не улучшалось. Больной то приходил в себя, то снова впадал в забытье. Заключение лечащего врача: «Николаю А. надобно советовать идти в отставку…», другого средства к исправлению его здоровья врач не находит. Но Львов и на этот раз победил свой недуг. Он не мог оставить любимую архитектуру, бросить книги, стихи, оставить без внимания училище. Нужно продолжать работать!
Он совершает поездку на Кавказ и в Крым. В Липецке Львов обследовал минеральные воды. По Дону отправляется в Черкасск. Но силы были на исходе.
В ночь с 21 на 22 декабря 1803 года Н. А. Львов скончался.