По проекту между колоннами должны были быть установлены аллегорические фигуры античных муз, покровительниц искусств и наук; Росси предполагал опоясать здание многофигурным скульптурным фризом, расположив его в верхней части боковых ризалитов и продолжив в виде отдельных фрагментов над статуями муз в лоджии.
В натуре музы были заменены статуями античных ученых, философов и поэтов: Геродота, Цицерона, Тацита, Вергилия, Демосфена, Гиппократа, Еврипида, Евклида, Платона и Гомера. Фризы на боковых ризалитах отсутствуют. На их месте пробиты оконные проемы.
По каким причинам, когда и кем были внесены изменения, коснувшиеся скульптурного убранства библиотеки? Существенны ли изменения, внесенные в утвержденный проект при постройке, пострадали ли в связи с этим архитектурный замысел и композиция фасада?
Следует проанализировать и разобраться в поставленных вопросах. Замена аллегорических муз портретными статуями «мужей древности» благотворно отразилась па сюжетно-тематической стороне композиции. Статуи мудрецов и поэтов убедительнее раскрыли образ общественного здания, придали фасаду строгость и монументальность.
В случае осуществления проектного замысла Росси с фигурами муз, здание воспринималось бы как храм искусства, а не науки. Следует вспомнить, что в нишах Александрийского театра Росси также запроектировал фигуры муз.
В замене их портретами философов, ученых и поэтов сказалось новое, прогрессивное понимание задач декоративной скульптуры.
Статуи «знаменитых в древности мужей» установлены по заданию А. Н. Оленина — директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств. В архиве Олениных хранятся рукописи программ «людских статуй императорской Публичной библиотеки», с собственноручными пометками и рисунками Оленина. В двух вариантах «программы» дается перечисление статуй, характеристика каждой и подробное описание внешних особенностей, костюмов и характерных и необходимых атрибутов этих статуй; одна из рукописей снабжена набросками деталей скульптуры.
Варианты несколько отличаются друг от друга. По одному из вариантов «программы», впоследствии осуществленной, и установлены фигуры: «Омира, Еврипида, Геродота, Платона, Евклида, Демосфена, Ипократа, Вергилия, Тацита, Цицерона». В другой программе перечислены статуи: «Омира, Анакреона, Софокла, Аристофана, Геродота, Платона, Аристотеля, Демосфена, Вергилия и Цицерона». Наличие вариантов свидетельствует о тщательном подборе Олениным перечня фигур, которые должны быть установлены на фасаде.
В своей программе он пишет: «Все сии фигуры должны быть портреты, большая часть имеется в бюстах в Академии, а другую можно найти в иконологии знаменитого Висконти».
Поскольку в программу включены греческие и римские ученые и поэты, Оленин отмечает особенности греческих и римских одеяний:
«Костюм греческой, отличающийся между прочим сандалиями на голых следках, а римской полусапожками, так же и покрой плащей должно строго соблюсти. Статуи с плинтом должны иметь вышины 3 аршина 12 вершков». До окончательной их установки Оленин предлагал иметь «пробные модели вышиной в 10 вершков».