Среди произведений советской архитектуры, получивших широкое признание, немало таких, в которых яркая конструктивная форма определяет художественный строй здания, его выразительность и которые показывают широкий диапазон использования тектонических возможностей современных конструкций — железобетонных, металлических, деревянных и из других материалов.
В соответствии с социальными задачами особое внимание уделяется массовому строительству индустриальными методами, которое в СССР получило невиданный размах. Проблема тектоники сборного дома, монтируемого из элементов, заготовленных домостроительными заводами, приобрела особую остроту и разрабатывается вместе с совершенствованием конструктивных решений и методов производства. Параллельно ведутся поиски разнообразия форм и их выразительности.
Вместе с тем советские зодчие и строители, стремясь к совершенным новаторским формам, широко изучают и прогрессивные достижения современного мира, весь исторический путь архитектуры. Опыт советского зодчества оказался особенно поучительным: в плане развития тектонических систем и общего соотношения конструкции и формы он дал примеры различных подходов к проблеме, из которых можно выделить два противоположных: а) полное (или почти полное) соответствие реальной конструктивной системы и ее свойств архитектурно-художественной форме; б) подмена реальной конструкции и материалов — другими «ложными», на основе развития стилевых принципов историзма и эклектики.
Отдавая предпочтение перзолу методу, советские зодчие и строители ищут в настоящее время новые возможности конструктивного формообразования как основы развития современного языка выразительных архитектурно-художественных средств Однако использование этого метода не должно вести к общему обеднению и сужению диапазона тектонических и пластических средств, без которых трудно достичь эмоционально яркого многообразия архитектурных форм. Как показывают приведенные в книге примеры, творческое и разносторонее использование современных и традиционных материалов, структурных элементов зданий, а также введение в композицию пластики, цвета и отдельных декоративных деталей позволяет образно обогатить здания и сооружения, не нарушая в целом основополагающего тектонического принципа соответствия формы и конструкции.
Работа зодчих и инженеров в направлении повышения образной выразительности архитектурных форм и общего повышения качества строительства — одна из важных проблем современной советской архитектуры, которая решается в неразрывном единстве с решением социальных проблем. При этом современные строительно-технические средства должны не только обеспечивать необходимое увеличение объемов строительства и способствовать неуклонному повышению его качества, но позволять строить дома экономично, эффективно йот О-гьзуя государственные средства, отпускаемые на реализацию широких строительных программ. Наиболее эффективное освоение в архитектуре результатов научно-технической революции — одно из основных условий, определяющих современный уровень архитектурно-строительной деятельности.
Все это были упрощенные тины жилых до мов, раечнтанные иа быстрое получение жилой площади. Конструкции домов в связи с этим были не капитальными. Широкое распространение имели каркаспо-щитовые и каркасно-обшивные дома с. утеплением из опилок, соломита, фибролитовых плит, шлаковой засыпки и др В бо млшшсгве эти дома оштукатуривались.
В деревянных домах элементов типизации и стандартизации было больше. В Минске в это время па улице Захарова начал работать завод по изготовлению строительных изделий п деталей для стандартных домов.
В облике новых жилых домов преобладали пзлптие упрощенные формы и однообразные приемы застройки. Так, например, восьмпквар тарные дома в поселке им. Коминтерна п по Могилевскому шоссе в Минске были расположены па ответственной городской магистрали монотонным рядом глухих торцов.